Вот как выглядит мотор жизни.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Все меняется в подлунном мире, меняются и болезни. Они по-другому протекают, в другом возрасте начинаются. Это в полной мере касается и самых распространенных в наше время заболеваний – сердечно-сосудистых, из которых 90% приходится на долю ишемической болезни сердца, являющейся огромной частью еще большей проблемы – атеросклероза. Атеросклероз считался раньше результатом естественного процесса старения, но сегодня на него смотрят по-другому. Атеросклеротические бляшки обнаруживают у погибших от других причин новорожденных, рассказывает известный кардиолог профессор Юрий Бузиашвили. С другой стороны, при коронарографии у некоторых 85-летних людей не находят никаких поражений сосудов. Так что с уверенностью судить о первопричинах атеросклероза в настоящее время сложно. Но известно, что усугубляет, ускоряет, омолаживает атеросклероз.
Одна из причин этого – неуверенность в завтрашнем дне, утверждает профессор Бузиашвили. Пики заболеваемости ишемической болезнью четко совпадают с социальными потрясениями. В 1991 году распался Советский Союз – в 1992 году первый пик заболеваемости. Стремительное обогащение одних и обнищание других, потеря социального статуса, дефолт 1998 года – все эти стрессовые ситуации сопровождались взлетом кардиологической заболеваемости. Другая причина роста сердечно-сосудистых болезней – развал системы здравоохранения. В советские времена человек мог получить помощь хотя бы при грубых нарушениях здоровья, знал, куда обращаться. Сейчас существуют современные, оборудованные по последнему слову науки и техники медицинские центры. Но их очень мало и только в крупных городах. А надо, чтобы всюду лечили на одинаково высоком уровне, как в США, как в Европе, чтобы не приходилось ездить за медицинской помощью за тысячи километров.
Во всех, даже самых развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний занимает первое место – на ее долю приходится 56%. Другой вопрос – в каком возрасте отмечается эта смертность. В России средняя продолжительность жизни чуть больше 65 лет, у мужчин – меньше 59 лет (а ишемическая болезнь сердца преимущественно поражает мужчин). К 40 годам, когда работник достигает высшей степени квалификации, у него появляются серьезные кардиологические проблемы. В стране от 10 до 12 млн. больных ишемической болезнью сердца. При этом, если лет 20 назад это были главным образом люди старше 60 лет, то сейчас, по словам профессора Бузиашвили, в руководимом им клинико-диагностическом отделении Института им. Бакулева порой треть пациентов – до 45 лет. Инфаркты все чаще случаются в молодом возрасте, иногда до 30 лет.
Есть много причин для омоложения ишемической болезни сердца. Одна из главных – стрессы. В практике профессора Бузиашвили был 28-летний строитель, упавший с восьмого этажа и оставшийся невредимым, но от пережитого ужаса у него произошел инфаркт. Менеджер, неважно, руководит он большим или маленьким предприятием, несет огромный груз ответственности. Еще больший стресс испытывает бизнесмен. В специфических условиях построения капитализма в России отечественный бизнесмен находится в состоянии непрерывного напряжения. Любопытно, что, по наблюдениям профессора Бузиашвили, так действует стресс на бизнесменов, но не бизнесвумен. Деловым женщинам он скорее добавляет энергии. Вот какую закалку дает многовековая необходимость тащить на себе все семейные тяготы. Но, строго говоря, все население ощущает себя незащищенным, когда непрерывно меняются правила, законы, когда неизвестно, что будет завтра. Это в первую очередь отражается на сердце.
И, конечно, привычка не обращать внимания на свое здоровье, на первые признаки неблагополучия. В Москве и многих других городах проводится программа профилактики ишемической болезни сердца, в обычных поликлиниках без всякой записи можно сделать анализ крови на сахар и холестерин. Но этого практически никто не делает. Диабет обнаруживается порой после комы, а ишемическая болезнь – после инфаркта или инсульта.
Естественно, напрашивается великий русский вопрос: что делать? Очень просто – позаботиться о себе самому. Юрий Бузиашвили считает, что после 35 лет каждый человек должен иметь, так сказать, медицинское пристанище, куда и обращаться раз в год, проходить общее обследование, задавать тревожащие вопросы врачу, которому доверяет. И это вполне может происходить в районной поликлинике, где есть хорошие добросовестные врачи, надо только поискать.