Здание Минздравсоцразвития РФ в Рахмановском переулке, на обычный взгляд, роскошное. Но самые важные заседания коллегий министерства устраивают на Старой площади. После начала во всех дверях встают охранники, и в зал войти уже невозможно. Впрочем, может, это только в ожидании совсем уж высоких гостей. На нынешнем заседании обещался присутствовать Дмитрий Медведев. Охранников в дверях, однако, не наблюдалось, что означало – вице-премьер не приедет.
Коллегия подводила итоги работы министерства за 2005 год. Этот год мыслился как год великого перелома в здоровье народа. Назвали здравоохранение национальным приоритетом. Обсуждают ход проекта едва ли не на каждом заседании правительства. Одним словом, внимание приковано.
Медицинские академики, правда, не согласны с многим из того, что делается, и даже протестующие письма пишут в правительство. Но мнению медиков предпочитают действия менеджеров широкого профиля, которые способны проводить реформу здравоохранения вертикальной железной рукой.
Итоговый доклад главного менеджера – министра Михаила Зурабова был выдержан в исключительно оптимистических тонах. Он буквально засыпал цифрами зал. Некоторые цифры особенно впечатляли. Например, в декабре 2005 года было выписано 30 миллионов льготных рецептов. Или еще: на лечение одного из больных гемофилией потратили миллион долларов. И вообще цифры отличные. Оборудование закупается, зарплаты добавляются, родильные сертификаты выдаются. Лишь одна маленькая неприятность: за отчетный период рождаемость еще больше упала, а смертность еще больше выросла. При этом среди умерших преобладают люди трудоспособного возраста, так что ушли они в мир иной не от старости. Число умерших превышает число родившихся в 1,6 раза, а в 23 субъектах Федерации – в два и даже почти три раза. Это больше, чем за 2004 год. И 30 миллионов рецептов за месяц не помогли. Но на таких подробностях министр не останавливался – лишь мельком отметил, что продолжительность жизни не увеличилась.
Выступавшие вслед за Михаилом Зурабовым глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев и региональные чиновники вторили министру, придерживаясь предложенной им мажорной тональности. А специалисты-медики практически слова не получили.
На заседании коллегии не выступили ни вновь избранный президент Российской академии медицинских наук Михаил Давыдов, ни председатель комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты Леонид Рошаль, хотя они в зале присутствовали. Кстати, комиссия по здравоохранению буквально за несколько дней до коллегии обсуждала ход исполнения нацпроекта «Здоровье». И ход этот оказался не столь оптимистичным, как представлено в докладе и выступлениях на коллегии министерства.
После радикального повышения зарплаты участковым врачам и медсестрам создалась парадоксальная ситуация, когда специалист-офтальмолог и даже главный врач поликлиники получает за свою работу меньше, чем участковая медсестра. Заведующие поликлиниками и специалисты стали переходить в участковые. Руководитель Онкологического научного центра академик Михаил Давыдов рассказывает, что из отделения реанимации Онкоцентра ушли одиннадцать квалифицированных медсестер – стали участковыми. Их можно понять: работа несравненно легче, зарплата несравненно выше. И так по всей стране. Подобное развитие событий легко можно было предвидеть, и медики об этом предупреждали. Чиновников же интересовали лишь эффектные популистские шаги. Они ведь не стоят у постели больного, да и в районных поликлиниках и больницах не лечатся. Российские власти и их семьи вообще в своей стране не лечатся.
Чиновники Министерства здравоохранения и социального развития и врачи существуют как будто в разных реальностях. И сам министр Зурабов, человек несомненно незаурядный и с обаянием, общего языка с медиками не находит. Или не хочет. Привык к иной среде. Птенец из другого гнезда.
В медицину сейчас спущены большие деньги. Большие деньги – большие соблазны. Как и где будут строиться центры высоких технологий, какое оборудование закупаться – все это решается келейно. С медиками предпочитают не обсуждать. Мнение даже самых авторитетных из них не учитывается. Хотя нельзя сказать, что активное сопротивление медицинской общественности не дает результатов. Отказалось же Минздравсоцразвития от проекта закона об автономных лечебных учреждениях и о государственных и муниципальных некоммерческих организациях, в которые могли быть преобразованы больницы и поликлиники. Легко себе представить, во что превратились бы эти учреждения, особенно расположенные в центре города на хороших участках земли. Может быть, на отказ от этого проекта повлиял социальный взрыв после монетизации льгот.
Как в популярной некогда песне, «нам не надо скорой помощи, нам бы медленную помощь». Большие деньги на здравоохранение отпустили ввиду грядущих выборов. А страна будет жить и болеть и после выборов. Доля же здравоохранения по-прежнему составляет 2,7% ВВП. Остальное – с барского плеча. Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять на охрану здоровья 6–7% ВВП. Во многих эта доля гораздо больше. Но нам хотя бы столько, независимо от того, грядут или уже прошли выборы, кто стоит во главе государства и во главе правительства.