Посещение кабинета дантиста уже не вызывает страха.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Стоматология, пожалуй, одна из тех областей медицины, в которой технический прогресс нашел себе наиболее благоприятную почву. Причин для этого много, и в первую очередь, конечно, экономический фактор. Исторически сложилось, что стоматологические услуги всегда были достаточно дорогостоящими, и конкурентная борьба пошла не путем снижения цен, а через предложение новых эффективных методик, способных привлечь пациентов и дать им возможность более широкого выбора альтернативных способов лечения.
На мой взгляд, самое поразительное из достижений современной стоматологии – это дентальная имплантация. Не будет преувеличением назвать этот способ восстанавливать в полном объеме функциональные и эстетические потребности человека поистине революционным.
Желание каким-либо образом возместить отсутствующие зубы, не используя для опоры их здоровых собратьев, или уйти от необходимости громоздких съемных протезов всегда преследовало практикующих зубных врачей, начиная еще с доисторических времен. Это подтверждается археологическими находками вроде захоронения ацтекского жреца, в челюсти которого среди родных зубов был обнаружен вставленный в лунку искусно высеченный из изумруда зуб. Правда, ученые не пришли к единому мнению, было ли это сделано при жизни священнослужителя или это дань уважения покойному.
В античные времена и в более близкие нам дни Средневековья знатным пациентам пытались пополнить опустевший рот белоснежными зубами, выдранными у несчастных рабов или покупаемыми за бесценок циничными лекарями у голодающих нищих. Результаты были непредсказуемы и, по-видимому, малоэффективны. В полном надежд начале двадцатого века начинались исследования совместимости различных металлов и минералов с живыми тканями. Но ни сталь, ни благородное золото, ни кораллы не приносили успеха. После многих лет проб и ошибок к середине прошлого века стало понятно, что единственным в окружающем нас мире материалом, не отторгаемым живой плотью и не подверженным разрушительным химическим процессам, является титан. Этот уникальный металл сперва использовали хирурги общей практики, применяя его для остеосинтеза при травмах и для замещения крупных суставов, и наконец, в 1956 году шведский исследователь профессор Бранемарк начал применять титановые зубные имплантаты.
Основное отличие и, соответственно, проблема, заключались в том, что если любые другие титановые конструкции, используемые врачами, были полностью изолированы от внешнего воздействия в глубине человеческого тела и находились в стерильных условиях, то в полости рта внутрикостная часть имплантата соединялась с внешней супраструктурой, и место их соединения в слизистой десны постоянно подвергалось атаке микроорганизмов, обитающих в нашей ротовой полости. Отличия существуют и в биомеханике жевательной нагрузки на естественный зуб и на имплантат. Здоровые зубы имеют так называемую физиологическую подвижность, то есть возможность микроамортизации при чрезмерных нагрузках, что полностью отсутствует в случаях с имплантатами, абсолютно неподвижными за счет полной интеграции с костной тканью. Большинство осложнений имплантации связано именно с этими уязвимыми моментами.
Научная мысль не стоит на месте, и сейчас, по данным профессора Карла Миша, директора Центра имплантологии в стоматологической школе Питсбурга, только в Италии продается 268 систем дентальных имплантатов. Имплантаты отличаются не только формой, размером, принципом конструкции, покрытием поверхности и даже электрическим потенциалом, различны также и методики установки имплантатов, и сроки их приживляемости, и возможности их моментального или отсроченного использования в качестве опоры для ортопедических конструкций. Существуют временные имплантаты, функция которых – прослужить некоторое время опорой для косметического протеза, пока идет приживление постоянных имплантатов.
Мне в моей практике доводилось видеть достаточно экзотические виды конструкций типа саблевидных имплантатов профессора Робертса из университета Лома-Линды, рассчитанных на вживление в угол нижней челюсти или якорных имплантатов, разработанных в Красноярске. Чем сложнее и своеобразнее форма имплантата, тем выше должно быть мастерство хирурга.
Современные имплантаты рассчитаны на 15–20 лет эксплуатации, что, по данным статистики, превышает сроки работы обычных традиционных мостов и коронок чуть ли не в два раза, и при этом собственные зубы пациента не обтачиваются и не страдают от перегрузки.
Параллельно с разработкой новых систем имплантатов развивалось и другое, не менее нужное направление – создание новых биоматериалов, дающих возможность установить имплантат даже в условиях дефицита костной ткани. Это и искусственные костные материалы, и особые биомембраны, позволяющие сохранить необходимый объем кости. Ведутся также исследования так называемых морфогенетических факторов роста, особых клеток, способных подтолкнуть собственную костную ткань больного к увеличению в объеме в нужном направлении, при этом не теряя своего качества в физиологическом плане.
Огромное подспорье в современной имплантологии оказывают новейшие компьютерные программы, позволяющие создать заблаговременно виртуальную трехмерную модель челюсти пациента, все этапы операции и последующего протезирования воспроизвести на экране монитора и даже материализовать это изображение с помощью технологии стереолитического моделирования. Это позволяет практически стопроцентно прогнозировать ожидаемый результат и облегчает и ускоряет самый неприятный этап – непосредственно самой операции, особенно когда одновременно устанавливаются несколько имплантатов.
Несмотря на немалый накопленный опыт и отработанные технологии, имплантация в силу индивидуальных особенностей организмов людей пока остается в большей степени искусством, нежели ремеслом, и на высокие устойчивые результаты можно рассчитывать, только попав в руки грамотного опытного специалиста.