Когда на существовало обезболивающих, пациент терял сознание от боли.
Иллюстрация из 'Книги врачевателя ран'. Штрасбург,1517 год
Безопасность препаратов – вечная забота медицины. Каждое лекарство имеет нежелательные побочные эффекты. Лучше всего вообще ничего не принимать. Но это из серии, как хорошо быть богатым и здоровым. Можно, конечно, утешаться тем, что страдания возвышают душу, хотя обычный грешный человек в отличие от святого предпочтет, чтобы его душа возвышалась каким-нибудь другим способом.
Если в отношении душевных страданий мало что можно сделать, то для облегчения и излечения телесных как раз и предназначены лекарства. А у них есть нежелательные побочные эффекты. Профессор Евгений Насонов, директор Ревматологического научного центра, считает, что абсолютно без побочных эффектов бывают только неэффективные средства. Даже плацебо – пустышка, применяемая при клинических испытаниях., дает побочный эффект . Психика. однако.
При назначении медикаментозного лечения врач учитывает его необходимость и переносимость конкретным больным. Молодому здоровому человеку, принявшему аспирин, чтобы снизить температуру, таблетку от головной боли или бессонницы, ничего не грозит. Температура снизится, головная боль пройдет, наступит желанный сон. Это в случае, когда к лекарствам прибегают, так сказать, одноразово. Если те же таблетки от головной боли или бессонницы начать принимать постоянно и бесконтрольно, по собственному разумению, то молодой человек, оставаясь молодым, вполне может перестать быть здоровым.
Речь, однако, идет не о здоровых, а о больных, притом больных хроническими заболеваниями, тех, кому необходимо принимать лекарства постоянно. И тут проблема побочных действий встает во весь рост. Известно, что длительное использование аспирина вызывает желудочно-кишечные кровотечения. Но в то же время аспирин спасает от сердечно-сосудистых катастроф – инфарктов, инсультов. Кардиолог профессор Вячеслав Мареев говорит, что у принимающих аспирин риск смерти после инфаркта вполовину меньше, хотя есть риск желудочно-кишечных кровотечений. Так принимать его или не принимать?
Ревматологи, травматологи, невропатологи, не говоря уж об онкологах, имеют дело с пациентами, испытывающими постоянные сильные боли. Боль утоляют так называемые нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) и, конечно, наркотики. Случаи, когда приходится применять наркотики, так сказать, из другой оперы. Как правило, это долго не продолжается. А вот НПВП больные вынуждены принимать годами. Такие больные к тому же часто страдают несколькими заболеваниями, что еще более затрудняет задачу врача, который при назначении того или иного НПВП должен взвешивать возможный риск и серьезность его побочных эффектов.
Ученые всех стран работают над созданием лекарств, побочное действие которых было бы минимальным, чтобы не получалось, что лекарство одно лечит, другое калечит. Нынешние препараты неизмеримо более безопасны, чем те, которыми пользовались даже пятьдесят лет назад, не говоря уж о более давних временах. Требования к безопасности стали гораздо строже. Профессор Евгений Насонов говорит, что по нынешним требованиям к безопасности аспирин никогда бы не был зарегистрирован. Фармакология далеко ушла от аспирина, который был первым НПВП, несовершенным, но спасшим жизнь многим больным. При ревматологических заболеваниях аспирин давно уже не применяют, разве что от крайней бедности. Назначают средства класса коксибов – современные нестероидные противовоспалительные препараты последнего поколения, которые несравнимы с тем, чем располагала медицина в двадцатом веке. Они не только значительно эффективнее, но и гораздо более безопасны и для желудочно-кишечного тракта, и для сердечно-сосудистой системы. Ведь принимать НПВП больным приходится и двадцать, и тридцать, и сорок лет. Это для них вопрос существования без боли, вопрос качества жизни.
Реклама рецептурных лекарств у нас запрещена. И это правильно – неизвестно, что было бы, если бы при распространенном убеждении, что в медицине разбирается каждый, любители лечить и лечиться стали бы употреблять современные препараты, очень действенные, но и очень активные. Однако существует и оборотная сторона этого запрета – широко и чрезвычайно агрессивно рекламируются всяческие биологические добавки. Талантливые актеры разыгрывают целые драматические сцены с появлением машины «скорой помощи», которую понадобилось вызвать к человеку с сердечным приступом. А все потому, что он не купил за несколько тысяч некий «безопасный спаситель сердца». Врачи в отчаянии от безудержной рекламы биологических добавок, которые ничего ведь не лечат. В лучшем случае они немного добавляют к лечению и действительно безопасны. Иногда же еще и опасны, но всегда очень дороги. Профессор Вячеслав Мареев обвиняет СМИ в непрофессиональной информации, в результате которой становится возможной деятельность различных грабовых, а пациенты отказываются от приема необходимых им препаратов, предпочитая бесполезные снадобья. Последствия печальны: сердечно-сосудистые болезни без кардиологических средств заканчиваются сосудистыми катастрофами, ревматологические заболевания без коксибов заканчиваются инвалидной коляской.
Актерам, наряженным в белые халаты, стали доверять больше, чем врачам. Это одно из опаснейших последствий кризиса российского здравоохранения. Медицинская реклама приносит гигантские доходы, но никто не посчитал, какой урон она наносит больным.