Расхожая врачебная шутка: «Здоровых людей нет, есть недообследованные» – не такая уж и шутка, особенно для нашей страны. Почти треть смертей происходит от предотвратимых причин, в том числе и от болезней, которые вовремя не были распознаны. Нередко люди, считающие себя здоровыми, на самом деле носят в себе болезнь, до поры до времени не проявляющуюся или слабо проявляющуюся. За медицинской помощью обращаются, когда дело принимает уже серьезный оборот.
Врачам большей частью приходится лечить заболевания в далеко зашедшей стадии. Иногда это играет роковую роль в прогнозе жизни, прежде всего при онкологии. То же относится и к туберкулезу, заболеваемость которым в последние полтора десятка лет резко выросла. Конечно, туберкулез – социальная болезнь, главный источник которой – освободившиеся из заключения, но и благополучный человек, в окружении которого нет, казалось бы, таких больных, может в нынешней ситуации заразиться туберкулезом где угодно – от общественного транспорта до ночного клуба. Начинает покашливать, прибегает к домашним средствам, глотает какие-нибудь таблетки от кашля – вот и все. Мысль о туберкулезе и в голову не приходит.
Не только рак и туберкулез, что ни возьми – обнаруживается поздно. О том, что сердце не в порядке, порой узнают после инфаркта, о гипертонии – после инсульта, о диабете – после комы, о заболевании почек – когда они почти перестают работать.
Профилактическое направление, которое было основой системы советского здравоохранения, как мы теперь почувствовали, – далеко не худшей системы, затухло. Флюорография, без которой не выдавали больничный лист, выявляла начальные признаки туберкулеза, гинекологический осмотр в поликлинике, без которого опять-таки больничный лист не закроешь, – неблагополучие в женской половой сфере и так далее. На крупных предприятиях и в ведомственных лечебных учреждениях проводилась диспансеризация, то есть регулярное обследование разными специалистами. Все это в какой-то момент практически прекратилось.
Единственный город в стране, в котором она сохранилась и развивается, Москва. У каждого, кто по любому поводу обращается сегодня в районную поликлинику, измеряют кровяное давление, определяют уровень сахара и холестерина в крови. В 2002–2004 годах целевая диспансеризация населения столицы осуществлялась по 7 подпрограммам среди различных категорий, сформированных из групп риска или наиболее угрожаемых контингентов по развитию определенной патологии. Ежегодно осматривалось более 1 млн. детей, более 350 тыс. подростков, около 700 тыс. взрослых для выявления сердечно-сосудистых и других заболеваний. Более 2,5 млн. человек всех возрастных групп прошли обследование на туберкулез. Впервые выявлено и взято на диспансерный учет около 86 тысяч москвичей, страдающих сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, включая сахарный диабет. Несколько улучшилась в Москве обстановка с заболеваемостью туберкулезом, немного снизилось число детей с хроническими заболеваниями. Проект программы диспансеризации на 2005–2007 годы предусматривает, что все женщины в возрасте от 40 до 60 лет будут проходить маммографический контроль не реже раза в два года. С такой же периодичностью будут обследоваться и мужчины в возрасте от 35 до 69 лет на выявление заболеваний предстательной железы (ими страдают 48% москвичей). В каждой поликлинике откроются маммографические кабинеты и кабинеты доврачебного контроля, а имеющиеся планируется оснастить современным оборудованием. Конечно, все это требует средств, и немалых, но гораздо меньших, чем лечение запущенных случаев.
Ведущие медики всех специальностей много раз предупреждали о пагубных последствиях для страны прекращения профилактических обследований. Их голоса власть как будто не слышала, положение все ухудшалось. Сейчас вдруг наступило прозрение, и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заговорил как об открытии о том, что в последние годы жители России попадают в больницы с тяжелыми стадиями хронических заболеваний и, стало быть, нужна профилактика, нужна диспансеризация, чтобы выявлять болезни в раннем периоде. Если обещания правительства будут выполнены и финансирование здравоохранения действительно увеличится, можно надеяться и на возрождение диспансеризации.