Выставочные экземпляры.
Фото Reuters
В чем заключаются резервы здоровья, как сохранить и увеличить их – одна из важных задач, которыми занимаются медики. В Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН есть специальный отдел, который так и называется: «Резервы здоровья человека».
– На протяжении многих лет в рамках программы «Навигатор здоровья» мы обследовали более четверти миллиона человек в возрасте от шести до 65 лет, – рассказывает руководитель этого отдела, доктор медицинских наук, профессор Владимир Орлов. – Полученные данные подвергаются тщательной математической и статистической обработке, в результате чего нам удалось получить эталон здорового человека для каждой возрастной группы.
Изначально главной задачей ученых был поиск здоровых людей для космической деятельности, глубоководных работ и служб МЧС. Со временем исследователи пришли к четкому убеждению: внешний индикатор здоровья человека – это его мышечная система. Проще говоря, чем гармоничнее она развита, тем меньше мы предрасположены к разного рода заболеваниям.
– Нормальный биохимический обмен организма задается хорошей мышечной работой, – продолжает Владимир Орлов. – Если в силу жизненной необходимости человек регулярно получает посильные физические нагрузки, например, колет дрова, косит траву, убирает снег, – шансов прожить долго и без проблем со здоровьем у него намного больше, чем у того, кто предпочитает пассивное существование. Однако в последнее время усиливается тревожная тенденция: большую часть физической работы за человека выполняет техника. Люди все больше времени проводят за компьютером. Мышечная нагрузка резко сократилась, из-за чего каждое новое поколение рождается со все более выраженной мышечной дистрофией. Это нередко приводит к серьезным заболеваниям внутренних органов, прежде всего двигательной, сердечно-сосудистой систем и головного мозга.
Лаборатории ИМБП напоминают тренажерные залы. Вот беговая дорожка и велотренажер, оснащенные электронными датчиками для измерения частоты пульса и артериального давления, специальный электронный коврик для приседаний и отжиманий. Стоит мне ступить на тренажер – и на табло появляются точные показатели моих веса и роста.
– Внимание, марш, – командует профессор Орлов, занимая место за компьютером. Через три минуты моей быстрой ходьбы по дорожке он выносит заключение: в космос лететь рано. Надо долго тренироваться. А вообще я здорова: сердце и другие внутренние органы, хоть и нетренированные, но с нагрузкой справились нормально. Мой физический показатель по сравнению с эталонным – 65 процентов. Маловато, но бывает и хуже.
– А вот наши маленькие пациенты тревожат с каждым годом все больше, – признается Орлов. – Сейчас практически каждый пятый из них страдает хроническими патологиями. В младших классах число здоровых учащихся не превышает 10%, а у детей старшего возраста этот показатель вдвое ниже. Дети шести – двенадцати лет, участвующие в эксперименте, справляются с заданной нагрузкой с каждым годом все хуже.
По мнению ученого, единственный шанс исправить ситуацию – увеличивать физические нагрузки, вовлекать детей в активные занятия физкультурой, которая должна стать не менее важной составляющей школьной жизни, чем предметы, развивающие интеллект. В противном случае российских детей ждет незавидное, полное болезней будущее.