Рисунки больных шизофренией.
Психические заболевания окружает ореол таинственности. Душевная болезнь – значит, душа болит. Какая она – душа и вообще существует ли? Почему она болит? Может быть, тот, у кого она болит, на самом деле наделен высшим даром? Часто душевнобольные талантливы или, если хотите, наоборот – нередко талантливые в разных областях люди страдают психическими недугами.
В периоды социальных потрясений и великих перемен душевных заболеваний становится больше. В нашей стране в последние 14 лет количество людей с психическими расстройствами ежегодно возрастает на 2,5%. Но есть душевная болезнь, которая не зависит от социально-экономических условий, этнических и расовых особенностей, – шизофрения, различными формами которой страдает 1,5% населения планеты, а в России – более 2 млн.
Причина ее, несмотря на многолетние усилия ученых, остается неизвестной. Несомненно, шизофрения имеет биологическую основу. Многие специалисты считают, что это заболевание, развивающееся у предрасположенных к нему людей в результате стресса. Распространенность шизофрении среди мужчин и женщин одинаковая. Начинается она в молодом возрасте и при отсутствии адекватного лечения приводит к ранней инвалидизации и социальной дезадаптации. Больные шизофренией очень часто еще до появления ярких симптомов болезни имеют определенный, так называемый шизоидный тип личности: отличаются замкнутостью, мечтательностью, углублены в себя. По наблюдениям специалистов, чаще страдают этим заболеванием люди с техническим складом ума (физики, математики).
Шизофрения может протекать непрерывно или приступообразно. При непрерывном течении проявления шизофрении с момента ее начала сопутствуют человеку на всем протяжении жизни. Это, например, хронический бред. Больной постоянно живет с мыслью, что кругом враги, соседи исподтишка крадут и портят его вещи, во всех своих проблемах видит чьи-то происки – коллег, тех же соседей, а то и потусторонних сил. Он пишет жалобы на злоумышленников во все инстанции, вызывает милицию, переезжает с квартиры на квартиру, из города в город. Другой вариант – постоянные галлюцинации – человек слышит «голоса» внутри головы или извне. Поначалу он воспринимает их чрезвычайно болезненно, потом привыкает и начинает относиться к ним с безразличием. Приступообразное течение шизофрении заключается в проявлении отдельных эпизодов психоза, между которыми – «светлые» промежутки относительно хорошего психического состояния (ремиссии), которые часто бывают достаточно длительными.
При любом течении шизофрении происходят под ее влиянием изменения личности, черт характера. Больной становится замкнутым, странным, совершает нелепые, нелогичные, с точки зрения окружающих, поступки. Изменяется сфера его интересов, появляются совершенно не свойственные увлечения. Порой это сомнительные философские или религиозные учения или уход в традиционную религию, но на грани фанатизма. Могут возникнуть идеи физического и духовного самосовершенствования, оздоровления по каким-то особым методикам, часто собственного изобретения. Все силы человек направляет на закаливание, особое питание, забывая при этом об обычных правилах гигиены, не обращая внимания на близких. Противоположная картина – полная пассивность и безразличие, потеря активности и интереса к окружающей жизни.
Были времена, когда больных запирали в специальные лечебницы, заковывали в цепи. Пушкин писал:
Да вот беда: сойди с ума
И страшен будешь, как чума,
Как раз тебя запрут.
Посадят на цепь дурака,
И сквозь решетку, как зверка,
Дразнить тебя придут.
Сейчас во всем мире стремятся вернуть психически больных в жизнь общества. Появление психотропных препаратов изменило ситуацию: они позволяют подавлять припадки агрессии, поэтому "настоящих буйных мало", и большинство больных получили возможность лечиться дома. Радикального метода лечения и профилактики шизофрении нет – ведь причина ее неизвестна. Но с помощью антипсихотических средств – нейролептиков стало возможно уменьшать галлюцинации. Правда, классические нейролептики не оказывают влияния на так называемые негативные симптомы шизофрении: эмоциональное обеднение, социальную отгороженность, нарушение социальных связей, потерю интереса к окружающему. Кроме того, они вызывают много побочных явлений: неусидчивость, дрожание конечностей, нарушение четкости движений, слюнотечение. Понятно нежелание пациентов принимать их. Однако новые атипичные антипсихотические средства на основе вещества зипрасидона не только быстро ликвидируют бред и галлюцинации, снижают депрессию и тревожность, но не вызывают прибавки веса, неусидчивости, дрожания рук и ног и слюнотечения. Важно объяснить это больным и внушить, что лекарства для них необходимы.
При раннем правильном лечении шизофрения может протекать очень мягко, приступы психоза, как говорит профессор Анатолий Смулевич, отодвигаются и ослабевают. Длительность ремиссии достигает иногда нескольких лет.
Душевнобольной, который не лечится, не принимает лекарств, может быть опасен для окружающих и себя самого: из-за этого и происходят ужасные случаи, когда человек убивает ни с того, ни с сего свою семью или посторонних людей, кончает с собой. В развитых странах диагностируется 75% больных, из них лечатся две трети – как видим, и диагностируются, и лечатся далеко не все. Но у нас дело обстоит гораздо хуже. Хотя после принятия в 1993 году Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» человека не так легко против его желания поместить в психиатрическую больницу, к психиатрам все равно боятся обращаться. Число впервые признаваемых в течение года инвалидами из-за душевных заболеваний увеличилось более чем на треть, число общественно опасных действий, совершенных людьми с психическими расстройствами, – вдвое. По мнению врачей, во многом это объясняется тем, что в нынешних условиях люди с психическими заболеваниями практически вытеснены из сферы производства. Система лечебно-трудовых мастерских для таких больных, прекрасно себя зарекомендовавшая в советское время, рухнула. Трудоустройство душевнобольных – краеугольный камень их социальной адаптации. Но государство устранилось от этого.