Три дня в Москве проходила расширенная встреча министров стран СНГ, отвечающих за здравоохранение, охрану правопорядка, социальное и экономическое развитие, и руководителей агентств ООН по ВИЧ/СПИДу, целью которой была выработка срочных мер противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа в СНГ. Во встрече участвовали исполнительный директор ЮНЭЙДС Питер Пиот и исполнительный директор управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста.
Пока политологи дискутируют, сохранится ли реально СНГ, сформировалась одна его несомненная реальность: это очаг наиболее быстро развивающейся эпидемии неизлечимой инфекции – более чем в 9 раз за неполных 10 лет. Только с 2002 до 2004 года число людей, живущих с ВИЧ, увеличилась в этом регионе мира почти в полтора раза – с 1 до 1,4 млн., притом 80% из них моложе 29 лет. И впереди всех Россия, где ВИЧ-инфицированных уже около миллиона. За 2004 год зарегистрировано 35 тыс. новых случаев заражения.
Картина развития эпидемии меняется: доля заразившихся в результате гетеросексуальных контактов выросла с 5,3% в 2001 году до более чем 20% в 2003 году. По словам главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко, в нескольких регионах России уже преобладает половой путь. При этом отмечается феминизация ВИЧ, женщины составляют от 30 до 50% инфицированных. Это означает рост числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, что делает профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку еще одним приоритетом.
Перспективы неутешительные. Даже при наиболее оптимистичном прогнозе показатели гибели от СПИДа увеличатся с 500 смертей в месяц в 2005 году до 21 тыс. в месяц в 2020 году.
По мнению международных экспертов, страны СНГ сегодня достигли критической точки в истории эпидемии СПИДа, но еще имеют так называемое «окно возможностей», так как во многих из них эпидемия находится пока на ранних стадиях развития, а это означает, что своевременно принятые эффективные меры способны остановить ее. Особое внимание следует уделять молодым людям, которые употребляют наркотики эпизодически. Требуются срочно повысить доступ к уходу, поддержке и эффективному лечению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
На конференции, посвященной партнерству государства и бизнеса по вопросам борьбы со СПИДом, очевидно, не случайно проходившей накануне встречи министров стран СНГ по этой же проблеме, представители правительства заверяли, что осознали опасность ВИЧ для экономики и отдают себе отчет в том, каков на самом деле масштаб грозящей стране угрозы. "Распространение СПИДа вышло за рамки медицинской проблемы, и в сегодняшней демографической ситуации стало для России вопросом стратегической, социальной и экономической безопасности страны", – заявил вице-премьер правительства Александр Жуков.
Сейчас за государственный счет получают лечение 500–700 человек, нуждаются же в нем 15 тыс. Стоимость лечения составляет 10 тыс. долларов в год. Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов сообщил, что в результате переговоров с некоторыми ведущими мировыми фармацевтическими компаниями России удалось добиться снижения стоимости годового курса до 3000 долларов в год.
Представителям деловых кругов предлагается разделить расходы, необходимые для обуздания эпидемии ВИЧ в России. Вице-президент Всемирного банка Жан-Луис Сарбиб объяснил, что бездействие бизнеса обернется весьма плачевно и для самого бизнеса. Посол США в РФ Александр Вершбоу подчеркнул, что эпидемия ВИЧ/СПИДа может свести на нет экономические достижения России.
Лидерам отечественного бизнеса в нынешних условиях было бы неразумно не продемонстрировать государству свою социальную ответственность в любых формах. Вряд ли, однако, на самом деле представители деловых кругов осознали, что рост эпидемии может отрицательно сказаться на доходности их предприятий. Скорее бизнесмены сталкиваются с этой проблемой как с личной драмой, когда заражается кто-то из их близких или они сами. Но такие вещи сохраняются в глубокой тайне.
Председатель координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», сказал, что, хотя ему неизвестно, чтобы кто-то из его окружения был ВИЧ-инфицирован тем не менее нельзя не учитывать, что инфекция вышла за пределы маргинальных кругов. Кроме физической нехватки рабочей силы во многих регионах, начинает ощущаться нехватка квалифицированных работников. Если молодой человек болен, он не будет заботиться о том, чтобы учиться, переучиваться, он будет думать о своей болезни, о своей судьбе. Александр Шохин подчеркнул, что, по его мнению, социальная ответственность бизнеса заключается не в том, чтобы «отстегивать» губернаторам или начальникам на проекты, которые те считают приоритетными, а принимать участие в решении проблем, которые являются приоритетными в общественном сознании. Беда в том, что у властей отсутствует механизм, который гарантировал бы бизнесу эффективность реализации выделенных им денег. Любой российский спонсор предпочитает финансировать проект, а не организацию. Многие компании просят показать, как и на какие цели будут расходоваться средства, предпочитают напрямую финансировать проекты, чтобы была видна роль этой компании. Отсутствие такого механизма мешает партнерским отношениям государства и бизнеса. Может быть, удастся выработать модель этого механизма как раз в проекте борьбы с ВИЧ.
Те же опасения есть и у международных организаций. Страны Запада, обеспокоенные угрозой распространения эпидемии, резко увеличили финансовую помощь СНГ на борьбу с ней. Однако, наученные предыдущим опытом, они опасаются, как бы деньги бесследно не растворились на бескрайних российских просторах.