Склады забиты лекарствами.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Федеральный закон № 122 – о льготных лекарствах. Тут уж, без всяких, натяжек можно говорить, что проблема эта касается самых фундаментальных государственных интересов. Да что там интересов - национальной безопасности. Именно поэтому надо понять, какие же положения этого, несомненно важного, закона вызвали целую волну митингов протеста этих самых потребителей льготных лекарств. И не только их, впрочем. , чем создал для чиновников некомфортную обстановку. Министры, оправдываясь, говорят, что реформы прекрасные, просто народу плохо объяснили их преимущества.
Таким образом, на первый план вышла разъяснительная работа. Задача эта нелегкая: объяснить человеку, который не получил лекарства, что на самом деле его лекарством обеспечат, пусть только погодит. А он требует здесь и сейчас и к тому же с неприятными лозунгами на улицу выходит.
На прошлой неделе было выпущено несколько разъяснительных залпов. Даже отпечатан миллионным тиражом и развезен по всей стране журнал, где министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов терпеливо разъяснял: закон принят ради повышения качества жизни населения и совершенствования системы здравоохранения. Кроме министра разъяснения давали уполномоченные дистрибьюторы лекарств (всего для обслуживания реформы выбрано шесть дистрибьюторских компаний), руководители аптечных предприятий, медицинские чиновники.
Так, генеральный директор одного из шести поставщиков льготных препаратов «СИА Интернейшнл» Игорь Рудинский сообщил на брифинге, что лекарств на аптечные склады завезено с избытком. Даже уникальных, то есть изготавливаемых лишь одним производителем, препаратов поставлено столько, сколько числится в заявках обслуживаемых регионов.
Заявки, их обоснованность – первый камень преткновения. Ведь толком так и не установлено число льготников. Подавляющее большинство тех, кто относится к льготным категориям, страдают хроническими заболеваниями. Заболели они не сегодня, какие лекарства и сколько их требуется, казалось бы, должно быть давно известно. Но заявки из большинства регионов приходят в еженедельном режиме, как будто появляются каждую неделю новые больные.
Не отлажены взаимоотношения в цепочке от врачей, выписывающих льготные рецепты, до аптек, выдающих лекарства по этим рецептам. Не все, по словам Игоря Рудинского, сознают свои права и обязанности. В регионах трудно, а иногда вообще не удается найти того, кто конкретно отвечает за внедрение новой системы. Из-за неразберихи каких-то препаратов не хватает, других – переизбыток, что приводит к финансовым потерям.
Дистрибьюторы поставляют лекарства на региональные склады, которые распределяют эти лекарства между аптеками. Кто отвечает за распределение лекарств по аптекам, непонятно. Вот пример одного из богатых, всегда хорошо снабжавшихся медикаментами регионов, в отношении которого было известно, что там реальная потребность в лекарствах на 20 млн. рублей в месяц, но заявку на квартал они дали на 6 млн. рублей. То ли плохо посчитали, то ли не свели воедино. Последствия ясны: заявку полностью выполнили, а лекарств не хватает. До 70% случаев нехватки препаратов происходит из-за неправильно составленных заявок.
Другое слабое место – отчетность об отпущенных медикаментах. В январе не получено ни одного отчета. Отчетность нужна для оплаты затрат дистрибьютора. Основа новой системы – компенсационный механизм. Пока он не работает. Прошло уже три месяца. До сих пор дистрибьюторам не вернули денег. Производители тоже денег не получают. Некоторые из них, преимущественно иностранные, стали ограничивать поставки лекарств – западные фирмы не привыкли к такой манере ведения бизнеса.
Между тем известно, что еще к середине февраля из бюджета было выделено на льготные лекарства 4,5 млрд. руб. Деньги эти поступили на счета территориальных фондов обязательного медицинского страхования. По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на 15 марта по программе «Льгота-2005» поставлено лекарств на 6 млрд. руб., отпущено по рецептам на 2,5 млрд. руб.
Получая ответы на одни вопросы, часто невольно задаешься другими. Например, чтобы зря не гонять транспорт, поставщик завез годовой запас карболена – активированного угля: он не может испортиться, а транспортировка обходится дороже самого препарата.
Карболен – отличное средство от вздутия живота, но возникает вопрос: почему оно включено в льготный список жизненно важных препаратов. Ведь уголь стоит буквально копейки и доступен по цене даже нищему. Если же у кого-то нет и таких копеек, то и уголь не понадобится – не с чего животу вздуваться. Скорей такой больной опухнет с голоду.
Проблема с поставками льготных лекарств одна и та же во всех регионах: несогласованность действий органов управления здравоохранением, региональных складов, аптечных управлений регионов и уполномоченного поставщика. Это если говорить на официальном языке. А на бытовом - ситуация до боли напоминает, видимо, вечно актуальный для нас монолог Аркадия Райкина о том, как ему строили пальто в советском ателье: каждый сделал свое дело, только один рукав короче другого и пуговицы, хотя и пришиты крепко, не на том месте.