В советские времена любили сравнение с показателями 1913 года – получалось очень убедительно: превышение во много раз, иногда и в тысячи, например в производстве автомобилей, которые в 1913 году в России клепали разве что какие-нибудь Кулибины у себя в сарае. Кое-что, однако, есть основания сравнить с 1913 годом и сегодня. Результаты, увы, получатся обратные. В СССР производилось около 70% необходимых стране лекарств. Сейчас, по данным НИИ фармакологии РАМН, мы находимся на уровне 1914 г., когда своих препаратов в России не было.
Конечно, сразу вспоминается Жванецкий с его «тщательнее надо, ребята». Конечно, советские препараты бывали неважной очистки. Но сколько людей без преувеличения обязаны жизнью отечественным антибиотикам, сколько людей не погибли, не стали инвалидами благодаря отечественным вакцинам и сывороткам Ряд тяжелейших заболеваний, которые еще несколько десятилетий назад являлись большой угрозой для страны, удалось вообще ликвидировать. Только один пример. В 1958 году в России было 10 тыс. случаев паралитического полиомиелита, что означало появление 10 тыс. инвалидов, а в 1997 году Российская Федерация была объявлена территорией, свободной от этой инфекции.
Благодаря вакцинированию удается избежать эпидемий. Отечественные вакцины доказали свою эффективность. Но с каждым годом производить их, как и вообще медикаменты, особенно оригинальные, а не копии зарубежных, все труднее. Причин много. Одна из них очень хорошо известная – государство, видимо, не осознает, как важно располагать собственными лекарствами, и не финансирует их разработку и производство.
Создавшееся положение не может не вызывать тревогу. Крупнейшие специалисты России в области иммунологии, эндокринологии и биотехнологий обсуждали ее на круглом столе в Доме журналиста. Академик РАМН Борис Семенов, директор НИИ вакцин и сывороток, рассказал горестную историю отечественной вакцины против коклюша. В 90-е годы вакцина эта была готова к производству, но тут деньги исчезли. Южная Корея решила воспользоваться бедственной ситуацией и попыталась купить вакцину буквально за гроши, а в качестве поощрения российским ученым дать им возможность провести месяц в Сеуле. Продавать свой труд за гроши было обидно, и корейцам отказали. Так вакцина и не была произведена.
Современное общество во всем мире стало вакцинозависимым. Это не плохо и не хорошо. Это просто медицинский факт. Благодаря вакцинации управляемые инфекции исчезают, но они возвращаются, если прекращается систематическая вакцинация, которая должна охватывать 95% населения. Время от времени у нас начинается кампания против прививок. Российские люди легковерны. В 93–95-м годах, поддавшись такой кампании в СМИ, родители начали отказываться от противодифтерийной вакцинации детей. Результатом стала эпидемия дифтерии, заболели больше 100 тыс. человек, было много летальных случаев.
Вопреки распространенному заблуждению вакцинация не противопоказана даже при аллергии. Мало того, иногда она облегчает аллергию. Например, вакцина от трех инфекций – кори, краснухи и паротита – одновременно защищает от аллергического ринита. В России не производится такая тройная вакцина, но есть отечественная вакцина от кори и паротита. Казалось бы, не такая уж страшная болезнь паротит, то есть свинка, но очень часто именно она оказывается причиной мужского бесплодия. Так что мальчикам лучше свинкой не болеть. А вакцина против гепатита В одновременно защищает от рака печени.
Каждый год с началом сезона гриппа возникает вопрос о прививках против него. Эффективность вакцинации – 80%. Это не только избежавшие гриппа люди. Это избежавшие инфаркта и инсульта, которые возникают после перенесенного гриппа. В США подсчитали, что их 20–40 тыс. ежегодно. У нас такими подсчетами не занимаются.
Советский Союз успешно развивал биотехнологии, был на передовых позициях. За последние 15 лет, как с горечью отметил академик РАМН Валерий Быков, производство биотехнологических продуктов упало практически до нуля. СССР экспортировал субстанции для изготовления препаратов. Нынешняя Россия импортирует их. Сколько было разговоров о необходимости производства отечественного инсулина, сколько криминала возникло вокруг. В Институте биоорганической химии создан генно-инженерный инсулин, отвечающий мировым стандартам, но он не производится. Отечественные биотехнологии не используются.
Фармацевтические заводы, перешедшие в частные руки, занимаются главным образом производством по лицензии дженериков – удешевленных копий зарубежных препаратов. 14 государственных предприятий, оставшихся в 13 регионах, два года назад были объединены в государственное предприятие НПО «Микроген» Минздрава РФ, в задачи которого, как говорит его генеральный директор доктор биологических наук Антон Катлинский, входит обеспечение стратегической санитарно-эпидемиологической безопасности населения России, прежде всего вакцинами, входящими в Национальный календарь прививок, вакцинами против социально опасных инфекций, оперативное обеспечение иммунобиологическими препаратами субъектов Федерации.
Месяц назад произошло знаковое событие: наша страна перестала производить антибиотики. Будем покупать субстанции в Китае – это выгоднее. Россия вползает в полную зависимость от поставок лекарств из-за границы, причем уже не только из государств Запада.