В тревоге ожидания.
Фото Дмитрия Донского (НГ-фото)
Детей в России рождается мало – в 1,7 раза меньше, чем покидающих наш бренный мир. Это статистический факт. Очень тревожный. Для простого воспроизводства населения не хватает 600 тыс. рождений. Причин малого числа рождений несколько. Прежде всего это социально-экономические условия. Конечно, вырастить в сегодняшних условиях ребенка, дать ему образование – почти подвиг. На это в обычной семье решаются один, изредка – два раза.
Но есть еще тревожный медицинский факт: увеличилось число бесплодных браков. Как свидетельствует все та же статистика, в нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, неспособны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% – это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой. В России 37,5 млн. женщин репродуктивного возраста. Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: бесплодны 6–7 млн. российских женщин и 3–4 млн. мужчин. Данные эти неполные: ведь далеко не все женщины озабочены тем, что не могут забеременеть, и обращаются по этому поводу к врачам. Тем более редко обследуются на бесплодие мужчины.
Среди причин бесплодия у женщин первое место занимают аборты. За последние годы число абортов резко сократилось, но все равно их много – 1,5 млн. в год, не считая абортов, которые производятся в частных клиниках. Другая причина – рост заболеваний, передающихся половым путем. За последние годы заболеваемость сифилисом увеличилась в шесть раз. Рискованное сексуальное поведение, раннее начало половой жизни, малая информированность подростков об опасностях этого приводят к самым печальным последствиям. Результат абортов и болезней, передающихся половым путем, – воспалительные заболевания, эндокринные нарушения, невынашивание беременности, бесплодие. Академик РАМН Владимир Серов с сожалением заметил, что напрасно Государственная Дума ликвидировала программу планирования семьи – ведь, по сути дела, это была программа уменьшения числа абортов. Благодаря ей число абортов сократилось в два с половиной раза. Запретами в этом отношении мало чего удастся добиться, другое дело – образовательные программы.
Бесплодные браки стали, по мнению ведущих российских акушеров-гинекологов, социально-демографической проблемой государственного масштаба. Последствия бесплодных браков – семейные конфликты, рост разводов. Иногда от бесплодия помогает лечение, 2,5–3 млн. женщин может помочь только ЭКО – «ребенок из пробирки», но это очень дорогой метод.
Серьезной медицинской проблемой является невынашивание беременности. По данным Всемирной организации здравоохранения, частота ее достигает 15–20%, то есть почти каждая пятая беременность заканчивается выкидышами и преждевременными родами, что означает больную мать и больного ребенка. В России ежегодно у 170–200 тыс. женщин при желанной беременности происходят выкидыши в сроки от 6–8 до 28 недель. Некоторые специалисты рассматривают спорадические выкидыши как проявление естественного отбора. Но бывает так называемый привычный выкидыш. Это большая драма для женщины. Причинами потери беременности, как спорадической, так и привычной, могут быть генетические, эндокринные нарушения, инфекции, иммунологические нарушения, резус-конфликт и, конечно, аборты. После выскабливания образуются рубцы и развивается привычное невынашивание: с каждым последующим выкидышем шансы выносить ребенка у женщины становятся все меньше. Предотвращают прерывание беременности новые методы ведения беременности и новые препараты, позволяющие повлиять на аутоиммунный статус матери и плода. Многое можно исправить медицинскими методами до беременности, но для этого необходимо вооружить знаниями и будущую мать, и в первую очередь врачей.
Реформаторы нашего здравоохранения, как известно, среди прочего намеревались ликвидировать детские и женские консультации. На фоне демографического кризиса, низкого уровня рождаемости, малого числа детей в стране такие попытки выглядят цинично. Педиатры яростно сопротивляются. Акушеры-гинекологи по этому поводу пока нигде не выступали, но академик Владимир Кулаков успокоил: в обозримом будущем женские консультации сохранятся. Центр акушерства, гинекологии и перинатологии занимается повышением квалификации акушеров-гинекологов, проводит образовательную и информационную программу ИНТЕГРА: научные интерактивные семинары, обучение врачей на ультразвуковом тренажере SONOFIT. Ультразвуковая диагностика имеет в акушерстве и гинекологии особое значение. Достаточно сказать, что благодаря внедрению УЗИ удалось снизить смертность при внематочной беременности в пятнадцать (!) раз. Главная цель ультразвуковой диагностики, которая должна проводиться за период беременности три раза, – раннее выявление пороков развития плода.
Еще сто лет назад, тем более раньше женщины рожали едва ли не каждый год. Софья Андреевна Толстая, например, была беременна пятнадцать раз, а великий химик Дмитрий Менделеев был восемнадцатым ребенком в семье. Наталья Николаевна за шесть лет брака с Пушкиным родила четырех детей и еще имела выкидыши. Тогда выкидыш, потеря младенца не представляли такой драмы, как сейчас, когда он единственный, с трудом зачатый. К тому же в прежние времена не умели выхаживать недоношенных новорожденных, бороться с врожденными заболеваниями.
Сейчас с пороками развития рождаются ежегодно от 43 до 50 тыс. детей. У нас в таких случаях говорят: родился урод. А на Западе говорят: родился ребенок с проблемами, которые надо решать. С помощью современных методов поддаются коррекции до 30% пороков развития. Главное – обнаружить их вовремя. Иногда необходимо вмешательство сразу после появления нового существа на свет. Ему вводят необходимые вещества, делают операцию едва ли не с первым вдохом. И вырастает человек, ничем не отличающийся от своих здоровых сверстников. При том, как мало детей рождается, каждый младенец драгоценен.