ВИЧ, распространяющийся по России со скоростью лесного пожара, все больше беспокоит мировое сообщество. И причина этого – не только опасение, что вместе с нашими согражданами, активно перемещающимися по миру, будет перемещаться в благополучные страны Запада и ВИЧ-инфекция, хотя, конечно, и это тоже. Только что Москву и Петербург посетила делегация Института международных и стратегических исследований и Института Брукингса США, специально приезжавшая, чтобы подготовить доклад американскому правительству и Конгрессу США о положении с ВИЧ/СПИДом в России.
Институт Брукингса – один из «мозговых центров» США. Как и Центр международных и стратегических исследований помимо прочего он занимается изучением демографических тенденций в разных государствах. И демографическое положение Российской Федерации вызывает большую озабоченность.
ВИЧ/СПИД пока не поразил российское население в целом, но, когда такой переход произойдет, это окажет разрушительное влияние на Россию, страну с серьезными демографическими проблемами, сказал корреспонденту НГ руководитель делегации и президент Института Брукингса, бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, – будет истощена молодая и продуктивная часть общества, которая необходима для экономического процветания. Это не значит, что СПИД более важен, чем сердечно-сосудистые заболевания или туберкулез, но воздействие его на общество может оказаться более разрушительным. Соединенные Штаты имеют трагический опыт, касающийся ВИЧ-инфекции
Президент Центра стратегических и международных исследований Джон Хеймри, бывший заместитель министра обороны США, в той же беседе подчеркнул, что, столкнувшись со СПИДом, американское общество, представители политических кругов совершили целый ряд серьезных ошибок. Первые случаи заболевания были диагностированы в США в самом начале 80-х годов прошлого века. За редкими и благородными исключениями, американцы восприняли СПИД как некое проклятие, павшее на головы маргиналов, людей нетрадиционной сексуальной ориентации. На некоторую часть населения, казалось, единственно уязвимую для этой инфекции, как бы ставилось позорное клеймо, с ними обращались, как с людьми, заслужившими такое наказание. Прошло много времени, прежде чем американцы поняли, что это аморально с любой точки зрения и неправильно с научной точки зрения. И политики, и президент слишком долго ждали, прежде чем начали говорить, что СПИД – это угроза здоровью всего общества и качеству государственного управления США. Но Америка получила и позитивные уроки и может поделиться и своим печальным, и своим положительным опытом со странами, куда эпидемия пришла позже.
Действительно, в нашей стране ВИЧ распространяется по тому же сценарию, что и в США: сначала маргиналы, люди с рискованным сексуальным поведением, потом инфекция выходит за рамки этих групп и через гетеросексуальные контакты переходит на население в целом. Особенно страдают молодые женщины, которые вовсе не ведут рискованного образа жизни, заражаются дети. Если раньше в России подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных составляли потребители наркотиков, то в 2004 году 30% приходится на долю заразившихся половым путем. Это, впрочем, вовсе не значит, что наркоманы стали заражаться реже или что их стало меньше. Их не стало меньше. Просто к ним добавились те, кто получил ВИЧ через секс, причем вполне традиционный и порой даже супружеский. По данным Всероссийского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, каждый день смертельно опасным вирусом в нашей стране инфицируются более ста человек.
Отношение к людям, живущим с ВИЧ, тоже проходит те же этапы, что в Америке, – от нетерпимости, дискриминации, нежелания каких бы то ни было контактов к пониманию, точнее, к началу понимания их проблем, к сочувствию. Как и в других странах, в тех же Соединенных Штатах проблемами людей, живущих с ВИЧ, проведением проектов по предотвращению и лечению ВИЧ-инфекции занимаются помимо государственных также и общественные организации. Многие из них основаны на совместных российско-американских программах.
США и Российская Федерация уже разработали новые совместные программы по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа. Целью доклада американской делегации правительству и Конгрессу США будет стремление ориентировать американских политиков на более эффективную работу с Россией в совместных программах. На первом месте в этих программах стоит профилактика – и из гуманитарных, и из экономических соображений, потому что человек, который не заразился ВИЧ, избегнет тяжелых переживаний, связанных с этим, а общество не понесет существенных расходов на его лечение. Но большое внимание будет уделяться также вопросам эпидемиологического надзора и лечения.
Строуб Тэлботт сказал, что, как и в США, дают надежду два момента: просвещение общества и политическое внимание к проблеме на самом высоком уровне. В своей стране мы слишком поздно этим занялись, заметил он, и надеемся, что наши российские друзья будут умнее. Практически важно, как и в Америке 15 лет назад, найти контакт с наиболее уязвимыми группами: работниками коммерческого секса, потребителями наркотиков и мужчинами-гомосексуалами. Это связано с обсуждением в обществе таких трудных вопросов, как секс, в том числе нетрадиционный, употребление наркотиков и роль женщины в обществе. В Штатах не сразу поняли, что успехов удалось добиться с помощью укрепления гражданского общества, неправительственных организаций. Эффективность профилактики определяется укреплением неправительственных организаций, которые занимаются вопросами ВИЧ, при лидерской роли государства. Это тот урок, который усвоили США и которым они хотели бы поделиться.
В России, по данным, приводившимся директором Всероссийского центра по профилактике и борьбе со СПИДом профессором Вадимом Покровским, сейчас на все про все выделяется 18 копеек на человека в год. Министерству экономического развития хорошо известно, что, если ничего не изменится, даже в рамках оптимистичного сценария смертность от СПИДа вырастет с 500 человек в нынешнем году до 12–18 тыс. человек в 2020 году. Знают, но ничего не делают. На что надеются, неизвестно. Неужели на то, что больные вымрут? Оставим в стороне такие понятия, как гуманность, сострадание, которые, похоже, используются лишь в популистской риторике. Но ведь ВИЧ-инфицированные не сразу теряют здоровье, болезнь развивается годами. Миллионы людей, при этом молодых, знающих, что они обречены, что общество безразлично к их беде, отвергло их, начинают ненавидеть такое общество, становятся агрессивны к нему. Их агрессия может быть использована любой силой в любых целях.
Похоже, эта проблема больше беспокоит американцев, которые считают, что она имеет аспект геополитической безопасности. Как сказал в заключение Строуб Тэлботт, человечество провело ХХ век очень плохо, чтобы оно провело ХХI век лучше, Россия – одна из великих держав – должна быть свободной, здоровой и демократической.