Не погибнет!
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Чем заканчивается жизнь человека, известно. Как поется в студенческой песне, «все умрут, и я умру, наверно». Ничего не поделаешь. Вопрос в том, когда это произойдет. И вот тут как раз можно кое-что сделать. Главная причина гибели – сердечно-сосудистые заболевания. В России на их долю приходится 60% смертей, причем часто преждевременных. Только что в Москве закончился 7-й Всероссийский форум кардиологов, на котором обсуждались профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Мы попросили прокомментировать современное состояние этой важнейшей области медицины одного из ведущих кардиологов, члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, профессора Юрия Бузиашвили
– Арсенал используемых средств чрезвычайно широк, – говорит Юрий Иосифович. – Хирургия на открытом сердце – аортокоронарное шунтирование – вытащила, можно сказать, из могилы миллионы пациентов. В развитых странах сейчас таких операций делается больше, чем удалений аппендикса. Хотя вообще, на мой взгляд, медицина все дальше отходит от скальпеля. Рентгенохирургия позволяет открывать доступ крови к сердцу путем искусственного расширения сосудов без вскрытия грудной клетки. Неинвазивная контрпульсация – вообще чисто внешнее воздействие: больному надевают на ноги специальные манжеты, которые играют роль дополнительного насоса, подающего кровь в коронарные сосуды в моменты, когда сердечная мышца находится в фазе расслабления – диастолы, и существенно облегчающего работу самого сердца. Все это приводит к развитию коллатерального кровообращения в миокарде. На Западе сейчас настоящий бум вокруг этого метода, названного «шунтированием без шунтирования». Постоянно совершенствуются и процедуры диагностики, позволяющие нам как бы видеть организм изнутри.
Есть больные, которым нельзя уже предложить даже операцию: у них поражены несколько бассейнов артериального кровообращения. В таких случаях гоняться за атеросклерозом со скальпелем – безнадежное дело. Тронешь в одном месте – отзовется ухудшением в другом. Теперь у подобных больных применяются препараты класса простагландинов, и иногда мы наблюдали, что человек, которому грозила гангрена ноги, не только избегал этой опасности, но начинал ходить, и у него улучшалась сердечная деятельность. Клеточные технологии. Пока речь идет, правда, прежде всего об очень тяжелых больных, когда налицо абсолютные показания для использования всех возможных способов лечения. Понадобится, думаю, 10–15 лет, чтобы научный мир строго и непредвзято оценил возможности, преимущества и недостатки регенеративной медицины на базе стволовых клеток.
В последнее время инфаркт миокарда заметно «помолодел» – он не редкость в возрасте 35–40 лет. По мнению профессора Бузиашвили, одна из причин этого – манера обращаться при недомоганиях за советом не к врачам, а к знакомым. Так мы обычно поступаем, причем стараемся спрашивать у того, кто много болеет: кажется, у него большой опыт. Конечно, нынче к кардиологу пробиться нелегко, но уж электрокардиограмму в районной поликлинике сделать можно. Вместо этого покупаем в аптеке препарат, рекомендованный приятелем, хотя лекарство, которое помогло одному, может погубить другого. Рецепта ведь не требуют.
Юрий Бузиашвили рассказал, как недавно, будучи в Англии, хотел купить антибиотик: из-за ранки на ноге у него поднялась температура. Фармацевт отказался продать лекарство без рецепта даже профессору медицины, посоветовав ему обратиться к посольскому доктору, чтобы тот выписал рецепт для английского врача, и только по английскому рецепту препарат мог быть отпущен.
Некоторые наши граждане тем не менее ухитряются не так уж редко купить за границей какой-то новый препарат и испробовать именно его. Юрий Бузиашвили предупреждает, что это небезопасно: российский доктор далеко не всегда способен правильно истолковать прилагаемую аннотацию. Еще опаснее делать это вообще без консультации с врачом.
Огромную отрицательную роль играет реклама, особенно радио- и телевизионная. Пропагандируются непонятно где и из чего сделанные препараты, пищевые добавки, помогающие одновременно от атеросклероза, артрита и импотенции, коммерческие лечебные учреждения. В последнем случае, говорит профессор Бузиашвили, велик риск попасть (причем за немалую плату) совсем не в те клиники и центры, которые нужны пациенту. Коммерциализация медицины, по его мнению, означает для кардиологов, что будет увеличиваться количество людей, ставших инвалидами, а то и просто ушедших из жизни в самом трудоспособном возрасте – 40–60 лет. Сердечно-сосудистые болезни нуждаются в особо тщательном подходе и отслеживании. Чтобы обнаружить их вовремя, как, впрочем, и другие заболевания, Юрий Бузиашвили советует обзавестись личным врачом, что вполне можно сделать и в районной поликлинике. Надо просто посещать ее чаще, записываться к одному и тому же районному терапевту, постараться установить с ним по-человечески добрые отношения. Следить за здоровьем необходимо смолоду. Для этого надо привыкнуть посещать врача по меньшей мере раз в год, чтобы он подтвердил, что нет поводов для беспокойства, или смог обнаружить начальные проявления недуга. На начальном этапе большинство болезней излечимо.
Очень простые рекомендации. И вполне выполнимые. Стоит прислушаться к советам такого специалиста. В обыкновенных районных поликлиниках встречаются прекрасные, внимательные врачи. Нисколько не хуже, а может, и лучше, чем в коммерческих центрах. Просто они, как говорится, не умеют в жизни устраиваться. У них другая профессия – лечить людей. А это самое главное для пациента.