Что с реформой обеспечения льготными лекарствами произойдет нечто подобное, мало кто сомневался. Предупреждали медики, предупреждали депутаты (голосовали, впрочем, как приказано). Лишь министр Михаил Зурабов, который, как Кашпировский, давал установку на оптимизм, беспрестанно повторял: раньше было плохо, теперь все будет хорошо. Раньше действительно было плохо – лекарства льготники получали не самые эффективные, с мучениями, и не всегда. А вот как стало.
В поликлиниках огромные очереди. Чтобы выписать льготный рецепт, врач должен заполнить 11 бумаг. На это уходит около получаса. На лечение больных времени уж совсем не остается. Естественно, скандалы. Врачи увольняются – огромная дополнительная нагрузка при ничтожной зарплате. Увольняются и работники аптек – на их головы, как и на головы врачей, сваливаются все справедливые претензии больных. Планировалось, что все будет делаться с помощью компьютеров, но компьютеры, которые должны были поставить страховые компании, заблудились где-то в коридорах этих компаний. Льготных лекарств в аптеках в лучшем случае 30% от потребности. Во многих местах и меньше – в Карелии, например, на 2 февраля было всего 10%. Больным отказывают в лекарствах или записывают в лист ожидания. Пока ждут, срок рецепта кончается. Что происходит за это время с больным, который остался без лекарства, ясно без слов. Счастье, если удалось наскрести денег и купить препарат помимо льгот.
В ожидании новых народных волнений неделю назад собрался на расширенное заседание комитет Госдумы по охране здоровья. Председатель комитета Татьяна Яковлева сообщила, что за почти полтора месяца нового порядка из бюджета в Фонд обязательного медицинского страхования перечислено 4,5 млрд. рублей, но в регионы оттуда не поступило ничего. Всего же на льготные лекарства правительство выделило 51 млрд. Эти деньги рассчитаны на 12 млн. человек. А уже сейчас в федеральном регистре 14,5 млн. льготников. Это значит, что на 2,5 млн. больных средств не хватит. Комитет проводит мониторинг ситуации с лекарствами, в том числе и цен на них. Министр Зурабов заверял, что на льготные лекарства цены будут на 30–40% ниже, так что можно будет приобрести препаратов больше, чем по розничным ценам. На деле такой же точно препарат того же производителя стоит в рознице дешевле.
С самого начала вызывал много вопросов сам перечень жизненно важных лекарств. Он намного больше, чем раньше. Фармацевтические компании поспешили втолкнуть туда свои препараты, чтобы схватить выделенные из бюджета миллиарды. Фармакомпании в выигрыше. А больные? В перечне не оказалось самых необходимых средств для сердечников и гипертоников, нет обезболивающих для больных онкологическими заболеваниями, пролонгированных противосудорожных средств для психически больных. И что вообще толку от перечня, если врач не может без неприятностей для себя выписать пациенту больше трех лекарств. Вот свеженький пример. Больному после тяжелого инфаркта в кардиологическом институте рекомендовали пять эффективных современных лекарств. В хорошей московской поликлинике не имеют возможности выписать ни одно из них. Что уж говорить о регионах.
В создавшейся ситуации чувствуют себя хорошо только страховые компании. Они всегда возле денег, а тут такие миллиарды из бюджета выделены на лекарства. Как же не застраховать бюджетные средства от больных? То, что происходит сейчас, директор Фонда обязательного медицинского страхования считает «нормальной настройкой механизма».
Депутат от Кузбасса Тамара Фрольцова прямо предупредила, что, если ничего не изменится, следующий бунт будет лекарственный. Об этом же говорили представители и других регионов.
Бунт стариков, у которых последние крохи отбирает «социальное» государство, – это впечатляет. Но не менее круто – бунт больных. Но даже если психически больные, лишенные противосудорожных средств, начнут биться в судорогах на глазах цивилизованного мира, наши власти не устанут повторять, что все это чьи-то козни – политиков, нагнетающей ужасы прессы, Америки, желающей уничтожить Россию. Кстати, об уничтожении. Ведь старики, перекрывающие дороги, почти все – лекарственные льготники. Если не давать им лекарств, глядишь, и на митинги не выйдут. Заодно без лекарств и с хроническими больными проблема решится. Правда, что-то неприятно напоминает такое решение, что-то такое где-то было, даже 60-летие Победы над этим собираются праздновать. Ну, праздник – из другой оперы. Отпразднуем.
Российский народ долготерпеливый. Товарищ Сталин даже тост провозглашал за его терпение. Но опасно забывать: русский долго запрягает, да быстро ездит.