Кому «Нет!», а кому и «Да!»
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Новогодние праздники, всегда продолжавшиеся в нашей стране, как бы ее ни называть – хоть Советским Союзом, хоть Российской Федерацией, не меньше двух недель – от Нового года до Старого Нового года, теперь удлинились до месяца. Начинаются пиры с 24 декабря – Рождественского сочельника по Григорианскому календарю, потом Новый год, потом православное Рождество, потом Новый год по Юлианскому календарю, потом, глядишь, Крещенье (нынче модно быть верующим), а то еще и Новый год по восточному календарю – где-то в начале февраля, когда, собственно, и начинается царствование Петуха. Пиры, естественно, сопровождаются возлияниями. К концу зимней праздничной эпопеи здоровье пировавших дает сильный крен.
По концепции Всемирной организации здравоохранения, принципом алкогольной политики должна быть минимизация отрицательных последствий потребления алкоголя при удовлетворении спроса населения на него. Но спрос нашего населения безграничен, причем в основном на крепкие напитки. В ноябре 2004 года «РОМИР мониторинг» проведено исследование потребления алкоголя в 108 городах и населенных пунктах всех регионов РФ. Употребляют алкогольные напитки три четверти опрошенных, причем больше половины из них – пиво и водку. Почти каждый десятый среди неработающих и сельского населения называл самогон, среди обеспеченных людей – коньяк.
Естественно, что при таких предпочтениях половина опрошенных испытывала состояние похмелья, когда на следующее утро раскалывается голова, тошнит, во рту сухо, страшная жажда, озноб сменяется жаром, сердцебиение. И так сутки, а то и дольше. На душе отвратно, обидно сознавать, что эти страдания по собственной вине.
В этом году наши официальные зимние вакации по решению Госдумы продолжаются почти столько же, сколько школьные каникулы (ведь российский народ нынче расценивается как школьники, которых надо держать под неусыпным мудрым руководством), однако же и на работу приходится выходить, можно сказать, между праздниками, когда в голове что-то прыгает, а во рту точно черти ночевали. Тут-то и происходят аварии на производстве, ДТП, поломки оборудования.
Состояние похмелья – это отравление продуктами распада алкоголя. Следует учитывать также, что в России только 30% спиртных напитков легального происхождения. Большинство же производится неизвестно из чего и неизвестно в каких условиях. Похмелье протекает значительно тяжелее при употреблении спиртных напитков низкого качества, но, как считает профессор Павел Огурцов, первопричина похмельного состояния – не суррогаты, а количество выпитого.
Приписываемые князю Владимиру слова «Руси есть веселие пити, не можем без того и быти» стали любимой поговоркой. И выпить много, не пьянея, давно стало национальной доблестью. А вот наркологи считают, что устойчивость к алкоголю – вещь опасная. Так можно незаметно «въехать» в алкоголизм. Доктор медицинских наук Владимир Нужный говорит, что высокая устойчивость к алкоголю в 20 лет ведет к алкоголизму в 30 лет.
С мучительным состоянием похмелья борется кто как может. В аптеках продаются специальные препараты от него. Но большинство прибегает к известным народным средствам: огуречному рассолу, соку квашеной капусты. Есть несколько менее известных народных средств.
Взбить сырое яйцо, смешать со столовой ложкой яблочного уксуса, добавить соль и перец, выпить залпом.
Смешать две столовых ложки касторового масла со стаканом горячего молока, слегка остудить и медленно выпить.
Смешать 100 г простокваши, 100 рассола, одно сырое яйцо.
К 200 г рассола добавить сок половины лимона, чайную ложку меда.
А вот старинное блюдо, употреблявшееся на Руси поутру после праздника, которое так и называется «похмелье»: холодная баранина, нарезанная тонкими ломтиками и смешанная с мелко накрошенными солеными огурцами, огуречным рассолом, уксусом и перцем.
Похмелье обычно сопровождается отвращением к спиртному. Но порой, чтобы нормализовать самочувствие, требуется выпить небольшую порцию алкоголя. Это называется похмельно-абстинентным синдромом и является очень тревожным знаком, говорящим о возможном развитии хронического алкоголизма. Проявления похмельно-абстинентного синдрома тяжелее и продолжаются дольше, чем обычное состояние похмелья. Обмен веществ у больного хроническим алкоголизмом значительно изменен. В его организме постоянно присутствуют токсичные продукты распада алкоголя. Действие ферментных систем, которые расщепляют эти продукты, активизируется только приемом новой дозы алкоголя.
Наркологи предупреждают, что похмелье может привести в больницу, а то и в могилу и не следует опохмеляться спиртным. Наши предки знали это хорошо и недаром говорили: не за то отец сына бил, что пил, а за то, что опохмелялся.