Уговаривать не пришлось.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Кормление детей во многих семьях превращается в пытку – и не потому, что кормить нечем, а потому, что ребенок не хочет есть.
Ложечка за папу, за маму, за собачку и киску – сцены, главным образом, из отечественного быта. Пичкать детей ни в Европе, ни в США никогда не было принято. Знаменитый доктор Бенджамен Спок писал: «Почему дети плохо едят? Потому что их родители всеми силами пытаются заставить их есть хорошо. У щенков, например, не бывает проблемы плохого аппетита. Не бывает ее у детей и в тех странах, где матери не знают правил питания и потому не беспокоятся».
Доктор Аба Сиглер, директор американского Института исследований проблем детства и юношества, призывает воспитывать у ребенка правильное отношение к еде буквально с первых месяцев жизни. Когда в рацион ребенка начинают добавлять твердую пищу, что обычно происходит во второй половине первого года жизни, нужно внимательно следить за его вкусовыми предпочтениями. Предлагая ребенку что-то новое, не смешивайте это с другими продуктами. Ведь необходимо выяснить, понравится ли ему такая еда. И еще – нет ли у него на данный продукт аллергии. Приготовив младенцу новое блюдо, дайте ему возможность распробовать его. Положите ему в рот маленькую ложечку новой еды и подождите несколько минут, чтобы увидеть реакцию. Жадно раскрытый рот означает, что новое блюдо нравится. Если же малыш морщит личико или держит пищу во рту, не желая ее проглатывать, знайте, что это блюдо ему не по вкусу. Не заставляйте ребенка есть то, что ему не нравится. Возможно, через три-четыре недели малыш воспримет новый продукт иначе.
В течение второго года жизни ребенок обретает определенную независимость, которая проявляется в том числе и за обеденным столом. Он уже способен упрямиться и выражать по поводу еды свое недовольство. Не конфликтуйте с ним, не принуждайте его съедать то, что он решительно отталкивает. Насильственное кормление ведет к катастрофе. Если вы ломаете вкусовые предпочтения ребенка, он привыкает игнорировать потребности своего организма, и пища для него начинает ассоциироваться со стрессом и напряжением.
Когда ребенок начинает ходить, он растет не так стремительно, как в раннем младенчестве. И нет ничего странного в том, что его потребность в еде уменьшается. Но это еще полбеды. На этой стадии развития дети часто становятся чересчур разборчивыми в еде. Вместо того чтобы впихивать в малыша ненавистную кашу или бульон, попробуйте предложить ему не менее питательную альтернативу этим блюдам (вместо молока, например, дайте ему йогурт, вместо тыквы – морковь). Самое главное – не волнуйтесь, когда ваш ребенок вообще отказывается от завтрака или обеда. Если вы не будете устраивать из-за этого скандал, он только еще сильнее проголодается и в следующее кормление поест с удовольствием.
Данные многих исследований показывают: если ребенку предложить на выбор большое количество разнообразных блюд и продуктов, он выберет именно те, которые ему в данный момент полезны. Поэтому вместо того, чтобы устраивать скандал по поводу несъеденного куска курицы, постарайтесь припомнить, чем ваш отпрыск питался в течение, скажем, прошлой недели. Нет сомнений, что, проанализировав его меню, вы убедитесь, что в целом его рацион весьма разнообразен.
Жестко контролируя питание своего ребенка, вы превратитесь в своеобразную «пищевую полицию», а он – в «пищевого преступника», злоупотребляющего продуктами и блюдами. Если вы позволите ему самому решать, что есть и что не есть, он начнет чувствовать себя более независимым.
Научившись ходить, дети особенно активно познают мир и во всем стремятся к самостоятельности. Они еще не могут определить сложность стоящей перед ними задачи, но неизменно отвергают помощь родителей. Короткая фраза «Я сам!» – одна из основных в их пока еще небогатом лексиконе. Чтобы помочь малышу реализовать его стремление, чаще предлагайте ему продукты, которые можно есть руками (виноград, стручковый горох, кусочки груши или яблока, ломтики сыра) – управляться с ножом и вилкой он еще не умеет. Если вы будете чередовать «простую» в употреблении еду с блюдами, справиться с которыми он сможет, лишь используя столовые приборы, у него быстрее разовьются необходимые двигательные навыки, а чувство удовлетворенности собой усилится.
В возрасте трех лет ребенок уже способен ассоциировать праздники с особыми блюдами и людьми, которые эти блюда готовят. Он уже понимает, что на его день рождения мама специально испекла для него шоколадный торт. То есть пища начинает приобретать для него эмоциональную окраску. Не забывайте об этом – некорректное использование эмоциональных ассоциаций может исказить пищевые привычки вашего ребенка. Старайтесь, к примеру, не делать из еды средство поощрения («Если ты уберешь игрушки на место, получишь конфету») или наказания («Не уберешь игрушки – не получишь конфету»). Тактика подобного рода может привести к тому, что пища станет для малыша основным критерием оценки его поведения.
Если ребенок отвлекает вас от какого-то важного дела, никогда не переключайте его внимание на еду. Не говорите ему: «Видишь, я занята, не спрашивай меня ни о чем, съешь лучше крекер». Дайте ему какое-нибудь несложное задание. Если же вы занимаете внимание ребенка печеньем или яблоком, в нем может развиться привычка бездумно поглощать пищу, как это нередко делают озабоченные чем-то или уставшие взрослые люди.
Некоторые родители утешают ребенка сладостями: «На, возьми конфетку и забудь о своей поцарапанной коленке!». Помните, это закрепляет в сознании ребенка привычку есть для того, чтобы расслабиться, снять стресс. А самое неприятное, что эта привычка может остаться на всю жизнь.
Никогда не следует забывать, что родители служат для детей примером. Мы можем сколько угодно рассказывать им, как полезно питаться вовремя, не перебивая аппетит «перекусами». Но наши слова будут для них пустым звуком, если мы сами имеем обыкновение каждую свободную минуту доставать из холодильника «что-нибудь вкусненькое». Когда ребенок подрастет, родители обязательно должны устраивать семейные обеды и ужины. Однако при этом важно заботиться о том, чтобы еда не занимала в застольном общении центральное место.
Если вы хотите посвятить время своему ребенку, поговорить с ним наедине, не стоит тащить его в пиццерию или кафе. Лучше вместе прогуляться, сходить в бассейн, поиграть во что-нибудь. Все это приучит его употреблять пищу не для развлечения или утешения, а для того, чтобы утолить голод.
Советы американских педиатров соответствуют рекомендациям отечественных специалистов, а принцип «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» справедлив для жителей любой страны.