0
1543
Газета Здоровье Интернет-версия

17.12.2004 00:00:00

Английский пациент

Тэги: англия. здравоохранение, традиции


англия. здравоохранение, традиции Медицинское обследование в рядовой английской больнице.
London Picture Service/Foreign & Commonwealth Office

Великобритания – страна традиций. Многое там традиционно. Монархия, например. Или вот чувство собственного достоинства – большой, между прочим, дефицит на наших просторах. Законы там если принимают, то потом соблюдают их веками. Свои установления уважают и изменения вносят очень осторожно и лишь в силу необходимости, потому что времена и ситуация ведь тоже меняются. Все это относится и к системе здравоохранения. Своей Национальной службой здравоохранения британцы гордятся, хотя и находят в ней много недостатков.

В законодательном отношении здравоохранение, как и многое другое в Соединенном Королевстве, имеет очень давнюю историю. Первый свод законов, обязывающих местные власти заботиться о благосостоянии и здоровье низших слоев, был издан в 1601 году при королеве Елизавете. В 1848 году был принят первый общенациональный закон о здравоохранении. Основы нынешней системы были заложены больше полувека назад, казалось бы, в самый неподходящий момент – в 1942 году, в разгар Второй мировой войны, когда на Лондон падали бомбы. Но именно тогда лорд У.Беверидж выдвинул проект «Государственной службы здравоохранения, основанной на четырех принципах: 1) всеобщий охват населения; 2) предоставление всеобъемлющих услуг для предупреждения, диагностики, лечения и реабилитации; 3) бесплатность помощи для пациента; 4) финансирование из общего налогообложения. В 1946 г. был принят закон, действующий до настоящего времени (в Великобритании законы не меняют в угоду каждому новому правителю). По этому закону все граждане страны независимо от уровня достатка получили равное право на медицинскую помощь. Человек не мог быть наказан в финансовом отношении за болезнь, являющуюся неизбежной частью жизни.

Государственная служба здравоохранения чрезвычайно популярна в Великобритании, изменения ее, ухудшающие положение пациентов, чреваты для политика, проводящего эти изменения, потерей голосов избирателей. Однако изменения все-таки приходится производить, так как система была основана на потребностях людей, а не на возможностях государства. За прошедшие полвека многое изменилось – и экономическое положение, и демографическая ситуация. В Великобритании, как и в России, тоже рожают меньше. Но никто не кричит про «британский крест» – может быть, потому, что живут подданные ее величества значительно дольше, чем раньше: средняя продолжительность жизни – 77,6 года (для сравнения – в России 66,3 года).

В центре британской модели здравоохранения – личность. Здоровье личности и общества в целом определяет ряд факторов, в которые включают уровень жизни, жилищные условия, а также стиль жизни (диета, наличие стрессов, сексуальное поведение, курение, двигательная активность). Программа общественного здоровья касается не только Министерства здравоохранения, но и всего правительства. Каждое министерство, получающее бюджетные деньги, должно отчитаться, чем оно хотя бы косвенно поддерживало здравоохранение.

В систему здравоохранения, кроме врачей и медсестер, входят также общественные организации. Финансируется здравоохранение налогоплательщиками (на содержание его выделяется 50 млрд. фунтов стерлингов) и отчитывается перед парламентом.

Ключевая фигура медицинского обслуживания – врач общей практики, то есть семейный врач. Пациенты сами выбирают себе семейного врача в своем районе проживания. Практически все население зарегистрировано у врачей общей практики, которые обеспечивают круглосуточную медицинскую помощь. Но на дом врачи не ходят. Это делают медицинские сестры. На прием к семейному врачу надо записываться за несколько дней. Работа у них тяжелая, круглосуточная, молодежь идет на такую работу неохотно. В последние годы врачи общей практики стали объединяться в кооперативы, создавая мини-поликлиники. Только 12% остались одиночками. Видимо, поликлиники, которые у нас как раз покушаются ликвидировать, все-таки целесообразная форма медицинского учреждения.

Врач общей практики – это, в сущности, диспетчер. Именно он направляет на консультацию к специалисту, на госпитализацию в больницу. Хотя в некоторых случаях семейный врач арендует места в больнице и сам лечит там своих больных. Истории болезни пациентов сохраняются у семейного врача в течение всей их жизни. Купить в аптеке серьезное лекарство (например, антибиотик) можно только по рецепту. Рецепт выписывает врач. Стоит рецепт 6,25 фунта стерлингов, причем на любое лекарство – от парацетамола до самых дорогих препаратов. Платят, впрочем, за рецепты не все – людям старше 65 лет и больным хроническими болезнями (например, диабетом) их выписывают бесплатно. Есть стандарты лечения, и то, как и чем лечат больных врачи, контролируется. Так что если врач старается выписывать дешевые, но малоэффективные препараты, это может принести ему серьезные неприятности.

Большая многопрофильная больница в бедном районе неподалеку от Лондона. В отделении для неотложной помощи больной сразу попадает к медсестре, которая делает экспресс-анализы, оценивает его состояние и в случае необходимости сразу отправляет к врачу. 14 кабинетов предназначены для тех, кого привозят на «скорой». Четверть поступающих по «скорой» – дети с травмами. Их отправляют в педиатрическое отделение, где делают рентген, ушивают раны, снимают приступ астмы, если необходимо – отправляют в палату стационара. В отделение однодневной хирургии, где производят 75% всех хирургических вмешательств, больные приезжают утром в день операции (в течение предыдущих двух недель им проводят подготовку к ней, делают все анализы). После операций, выполняемых лапароскопически, больные несколько часов лежат в большой палате, где койки отделены друг от друга занавесками, и уезжают домой. Интерьер палаты, да и всей больницы, напоминает привычный нам интерьер советских больниц, только потолки и стены не облупленные. Но оснащение в этой далеко не роскошной больнице вполне современное.

Другая больница – в центре Лондона, в богатом районе, выглядит чрезвычайно респектабельно. В этой больнице есть платное отделение. Палаты в нем не в пример скромнее, чем в платных отделениях российских лечебный учреждений. Никакой лишней роскоши – сюда приходят лечиться, а не демонстрировать свой престиж. Врачи в платном и бесплатном отделении одни и те же. Главное отличие – в сроках госпитализации. В платное отделение положат сразу, в бесплатное, если не по "скорой", приходится ждать своей очереди месяцами, а то и годами.

Это самое больное место британского здравоохранения – очереди, листы ожидания. Ждать операции на сердце приходится год, эндопротезирования – фантастический срок – 6–7 лет. В платном госпитале, разумеется, сделают сразу, но это очень дорого. Поэтому главной своей задачей органы органы здравоохранения считают сокращение сроков ожидания, сокращение разрыва между самым лучшим и самым худшим медицинским обслуживанием. Аудит справедливости – уравнять здравоохранение в разных частях страны. Правительством лейбористов выделяется на это средств больше, чем когда бы то ни было. От того, как пойдет дело в области медицинского обслуживания, во многом зависит исход выборов.

Лондон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
301
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
339
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
121
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
192

Другие новости