«Машина времени» устроила праздник брошенным ВИЧ-инфицированным детям.
Фото Анны Бичевской
Наша страна заняла первое место. Но это не радует, а ужасает: ведь не по спортивным достижениям и тем более не по уровню жизни, а по темпам распространения ВИЧ-инфекции. Темпы эти таковы, что до обещанного удвоения ВВП можем просто не дожить. Хоть и заграница помогает: пообещали снизить цены на лекарства от СПИДа. Министр здравоохранения и социального развития США Томми Томпсон, который сказал на пресс-конференции, что будет способствовать снижению цен на необходимые препараты, с целью ознакомиться с ситуацией на месте посетил расположенный в Усть-Ижорах Научно-медицинский центр помощи беременным женщинам и детям, живущим с ВИЧ. Кстати, российские чиновники от здравоохранения, не говоря уж о российском министре, времени заехать туда не нашли. До Ленинградской области оказалось ближе от Вашингтона, чем от Москвы.
А в центре этом, руководимом профессором Евгением Ворониным, проясняются многие, в том числе малоизвестные, стороны сложной проблемы ВИЧ-инфекции. Одна из них – необходимость учитывать быстрое развитие медицинской науки и фармакологии. Когда в конце 80-х годов в больницах Элисты, Волгограда и Ростова были заражены дети, считалось, что они обречены: ведь лекарств от ВИЧ тогда не существовало. Родители боялись, чтобы в школе не узнали о страшном диагнозе и вся семья не подверглась гонениям, не хотели также усложнять краткий срок оставшейся малышам жизни и не посылали их учиться. Но за последующие годы появились эффективные препараты, продлевающие жизнь, и те из выживших детей, кто не учился, оказались к ней не готовы.
Лекарства совершенствуются и изобретаются непрерывно. Уже сегодня ВИЧ-инфицированные, если их правильно лечат, могут прожить обычный человеческий срок. Но при условии правильного лечения. Правильное лечение – это, конечно, во-первых, правильные лекарства, то есть патентованные препараты, а не их дешевые аналоги, изготовленные неизвестно где и неизвестно кем. Российский министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на своей совместной с Томми Томпсоном пресс-конференции заверял, что российские больные будут получать те же средства, что и в развитых странах. Глобальный фонд по борьбе со СПИДом пообещал существенное удешевление этих лекарств. Но остается опасность, что чиновники, как не раз уже было, могут не устоять перед небескорыстным соблазном фирм, изготовляющих аналоги.
Второе условие – лечить должны врачи, имеющие квалификацию именно в области ВИЧ-инфекции. Сейчас таких врачей очень мало. В-третьих, в распоряжении врачей должны быть лаборатории, где можно определять чувствительность вирусов к тому или иному лекарству. В России зарегистрировано 17 препаратов от ВИЧ. Важно сразу подобрать комбинацию тех из них, которые эффективны у конкретного больного. И, наконец, последнее – больной должен строго выполнять назначения врача, не пропуская приема лекарств. А принимать приходится 3 препарата по 2–3 раза в день пожизненно. Если эти три условия не выполнять, с ВИЧ происходит то же, что с возбудителем туберкулеза – он становится устойчивым к лекарствам. На такого больного никакие средства не действуют. Мало того, не будут действовать никакие лекарства и на заразившегося от него человека.
Пока есть только одна лаборатория по определению устойчивости вируса иммунодефицита – в Усть-Ижорском Научно-медицинском центре. А должны быть по крайней мере в каждом регионе. В Усть-Ижоры приезжают на месяц для обследования по три-четыре раза в год пациенты, которые когда-то были заражены в больницах. Некоторые из них сумели проявить мужество перед лицом внезапной беды, продолжали учебу, несколько человек сейчас учатся в институтах. И очень боятся, что там узнают об их диагнозе. Тогда они станут изгоями в обществе – том самом обществе, которое несет вину перед ними, жертвами безобразных порядков в котором они стали.
В центре лежат также беременные женщины с ВИЧ-инфекцией, которые хотят родить здорового ребенка. Это вполне возможно, если во время беременности принимать соответствующие лекарства. Не надо думать, что эти женщины – наркоманки или проститутки. Большинство из них заразились от собственных мужей, которые, кстати, тоже не монстры, а обыкновенные безответственные российские мужики, поддавшиеся легкому соблазну.
Самое впечатляющее – специальное отделение центра, предназначенное для брошенных ВИЧ-инфицированных детей. Кто родители этих малышей – неизвестно. Обычно таких детишек держат в больницах, в специальных боксах, так что иной раз они до 3 лет и говорить не умеют. Этим повезло. Их не только лечат, с ними занимаются музыкой, танцами, читают им книги. Все, как в хорошем детском саду. Только вот родных мамы с папой нет. Скорей всего не будет и приемных: никто не хочет усыновлять ВИЧ-инфицированных, даже иностранцы. Профессор Евгений Воронин говорит, что его мечта – определить всех детей в семьи. Пока же воспитатели берут их к себе домой по одному на выходные. Недавно появился у этого отделения коллективный друг – «Машина времени». Музыканты подарили детишкам домашний кукольный театр, устроили праздник с представлением, подарками и специальным тортом в виде кукольного театра. Андрей Макаревич выразил уверенность, что к тому времени, когда они вырастут, будет создано лекарство, совсем излечивающее ВИЧ.
О СПИДе, казалось бы, много пишут. Но, как выяснилось, понимают, что это такое, мало, в первую очередь молодежь. О сексе знают во всех подробностях чуть ли не с детского сада, а о том, чем чреваты такие развлечения, – ничего. Оно и понятно – эротика на грани порнухи не сходит с экранов, смотреть это увлекательно, а редкие занудливые передачи, где замшелые тетки и дядьки что-то вещают про половые болезни, в том числе про СПИД, вгоняют в тоску. Другое дело, когда об этом слышат от молодежных кумиров. Но вот что слышат?
Земфира поет: «Но у тебя СПИД, и значит, мы умрем». Девочкам и мальчикам – поклонникам певицы может, пожалуй, сдуру показаться очень романтичной любовь до гроба под знаком СПИДа. Этакие ВИЧ-инфицированные Ромео и Джульетта. По-другому подходит к проблеме «Машина времени», которая проводит свой юбилейный тур в рамках акции «Будущее без СПИДа». Андрей Макаревич говорил об этом во время концерта на Красной площади; в БКЗ «Октябрьский» в Питере во время концерта он обратился к публике: «Сегодня ВИЧ угрожает каждому. Подумайте о вашей безопасности, о безопасности ваших детей» – и предложил каждому прикрепить на одежду красную ленточку – международный символ солидарности в борьбе со СПИДом. «Машинисты» посвятили борьбе со СПИДом знаменитую песню «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Не стоит прогибаться под ВИЧ. Романтика кончается в момент, когда человек заразился. И с этого момента начинается его борьба, борьба, в которой общество должно не отвергать его, а помочь.
Санкт-Петербург–Москва