Московское метро, гордость Советского Союза, один из самых импозантных, если не самый импозантный, метрополитен в мире, шедевр Большого Стиля, во второй раз доказывает свою первостепенную важность как транспортная артерия не только для так называемого населения, но и для деловых и успешных его представителей. Не опоздать к назначенному сроку в столице может нынче только тот, кто передвигается на метро. Конечно, если это не президент, для которого перекрывают движение, так что остальные машины стоят в пробках часами.
Для простого же человека метро было и остается излюбленным видом транспорта. «Мне в моем метро никогда не тесно», – пел простой человек Булат Окуджава. В метро не дадут пропасть, объяснят, как проехать, станет плохо – помогут, найдут врача. Да и самому можно прикупить что-нибудь срочное, чтобы унять дурноту, благо аптечные киоски практически на каждой станции.
Над этим привычным уже удобством, впрочем, нависла угроза – аптечные киоски хотят закрыть. Главным мотивом называют обеспечение безопасности пассажиров, предупреждение террористических актов. Насчет безопасности пассажиров многое могут рассказать африканцы и кавказцы, которых безнаказанно избивают бритоголовые. Теракт в метро, конечно, страшное дело, кто бы спорил. Один раз этот ужас уже пережили, не дай бог повторения. Чтобы легче было не допустить терактов, хотят изгнать торгующих из метрополитена. Но подземка – не храм, а правоохранительные органы – не Христос. И плохо верится, что ликвидация лотков и киосков, в том числе аптечных, продиктована заботой о нашей безопасности. Зачем прятать пластит среди пластырей и «макарова» между упаковками аспирина и анальгина, когда проще простого пронести все что угодно через турникет в чемодане, в рюкзаке, в обыкновенной хозяйственной сумке.
Неубедительно звучат и высказывания о том, что в аптечных киосках проще продавать поддельные лекарства. Эти киоски можно проверять, как и большие аптеки. Ведь они занимают свои места постоянно. В чем в чем, а в проверяльщиках недостатка нет. Купить таблетки от головной боли по дороге на работу или горчичники и градусник по пути домой – большое удобство. Говорю по собственному опыту как постоянный покупатель аптечных киосков.
К такому же выводу пришли комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы и сама Мосгордума, где прошли в июне слушания по этому вопросу. Депутаты согласились с Межведомственной антитеррористической комиссией (есть такая в столице, причем председатель ее сам Юрий Лужков), что необходимо вывести с территории метрополитена нестационарные объекты торговли – лотки, стенды и тому подобное, но стационарные аптечные киоски как являющиеся социально значимыми, по их мнению, следует сохранить.
В метро, кстати, торговали всегда, видимо, с самого его открытия. «Брату можно пить ситро, покупать тянучки, / Их на станции метро продают по штучке». Это детское стихотворение Агнии Барто написано, кажется, еще до войны. В 60–70-е на Кропоткинской и Комсомольской продавали замечательные пирожные. И на очень многих станциях торговали медикаментами. Конечно, можно возразить, что тогда не было терроризма. Но все-таки странная форма борьбы с терроризмом в метро – закрытие аптечных киосков. Есть еще более радикальный метод, самый радикальный – вообще закрыть метро. Тогда уж точно там не будет терроризма.