Гармония природы.
И.Шишкин. Утро в сосновом лесу
Тысячелетия человек жил в тесном общении с природой, частью которой является и он сам. Все начало меняться с ростом городов, с наступлением эпохи цивилизации. Научно-техническая революция принесла немыслимые удобства, но сделала разрыв людей с живой природой еще большим. В мегаполисах какая уж природа. В XXI веке люди живут в мире из стекла и бетона, окруженные искусственными предметами, а большую часть информации получают из телевизионных передач и при помощи компьютеров.
Дети, выросшие в городах, относятся к природе безразлично, а то и враждебно. Становясь взрослыми, они спокойно смотрят на уничтожение окружающей среды. У них атрофирована естественная потребность общения с природой, и это имеет самые неблагоприятные последствия.
Американский ученый Эдвард Вильсон посвятил этой проблеме книгу «Биофилия». Биофилия – удовлетворение потребности в общении с природой. Это важная часть внутренней жизни человека. Ведь наш мозг развивался не в механическом мире машин и автоматов. Сейчас же в городских условиях реальное общение с окружающим миром становится практически невозможным. Однако человек сохранил зависимость от природы и в отрыве от нее ощущает беспокойство и эмоциональный дискомфорт. Профессор Йельского университета Стивен Келлерт считает, что отрыв от живой природы может привести даже к психическим отклонениям.
Не случайно многие люди находят душевное успокоение в лесу, любят собирать грибы, ягоды. Но это не обязательно. Умиротворяюще действуют сами по себе лесные прогулки. Деревья создают благотворную среду. Уравновешиваются процессы в нервной системе, активизируются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Восточная медицина называет энергию, получаемую в процессе дыхания, естественной. Зеленый цвет снимает зрительное напряжение. Звуки леса, ионизированный воздух, обогащенный кислородом, летучими органическими веществами, издревле служили средой обитания, стимуляторами обменных процессов организма человека.
Наша связь с окружающей средой, в частности с деревьями, гораздо больше, чем мы себе представляем. Киевлянин, переехавший в Израиль, дела которого неплохо там устроились, жалуется, что все время ощущает «зеленый голод»: он привык к киевским каштанам, к тенистым бульварам, к густым лужайкам, а в Израиле каждая травинка на счету, из деревьев преимущественно сосны и оливы (из которых, кстати, состоит и Гефсиманский сад), практически не дающие тени.
Деревья оказывают лечебное влияние. Это, если хотите, природное лекарство. Но, как каждое лекарство, они действуют на разных людей по-разному. В первую очередь это относится к хвойным лесам. Атмосфера хвойного леса в разное время года переносится неодинаково. На многих людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, как показали специальные наблюдения врачей, благотворно влияет их пребывание в сосновом лесу в холодный сезон. В летние же месяцы (июнь–июль – период максимального выделения смолистых веществ) они чувствуют себя там плохо. Некоторым из таких больных находиться в сосновых борах опасно для здоровья. Установлено, что возникающая под влиянием хвойных активизация работы всех систем организма в ряде случаев при заболеваниях сердца и сосудов оказывается непосильной нагрузкой. У больных могут появиться боли в области сердца, нарушения сердечного ритма, одышка, головные боли, головокружения, шум в ушах, подъем артериального давления. Летом пациентам кардиологов полезны зоны дубового леса, так как фитонциды дуба благотворно влияют на артериальное давление.
При нервном истощении, переутомлении, после перенесенных инфекционных болезней сосна, наряду с дубом, березой, липой, помогает вернуть силы. Как отмечают врачи, городские жители нуждаются в адаптации к длительному пребыванию в лесу, им требуется некоторый период привыкания к его атмосфере. В переходные сезоны (ноябрь, март) в хвойном лесу более сыро, чем в лиственном. Холод и влажность особенно нежелательны при заболеваниях дыхательных путей. Врачи не рекомендуют также длительное пребывание в зоне хвойного соснового леса летом при заболеваниях почек. Вблизи дубов, берез воздух особенно богат легкими отрицательно заряженными аэроионами. Летучие вещества растений способствуют его ионизации.
В лесах, парках почти нет пыли, и это исключает наличие ионов тяжелых металлов, угнетающе действующих на здоровье людей. Известно, что гектар хвойного леса отфильтровывает 30–35 тонн пыли в год, лиственного – 50–70 тонн. Гектар дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, соснового – 540 кг. Значительное повышение концентрации кислорода в крови может вызвать спазм сосудов головного мозга, обморочное состояние. Ольха, боярышник, тополь, ель и особенно осина у значительного большинства людей снижают уровень энергопродукции, поэтому, если требуется снять стресс, успокоиться, расслабиться, уменьшить воспаление или боль, лучше пойти в лес или парк, состоящий из осин, тополей, боярышника или ольхи.
Дворянские городские усадьбы обязательно включали сад или парк. Сады или зеленые дворы окружали и купеческие, и даже мещанские дома. Индустриальный пейзаж создан не для жизни, а для работы. Обеспеченные люди во всем мире, а теперь и у нас предпочитают обитать и растить детей не в небоскребах, а в загородных коттеджах. Но это далеко не всем по средствам. Для остальных выход – прогулки в городские парках. Парки, скверики не зря называют легкими города. Уничтожение их – уничтожение здоровья.