Преступник или больной?
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
С некоторыми это уже случилось, но может случиться с каждым. Сегодня на наркотики подсадили чужого ребенка, завтра – вашего. Никто не застрахован. Потому что ребенок – легкая добыча. Добыча наркоторговцев, приносящая гигантские прибыли. Наркотики в молодежных клубах, наркотики в институте, наркотики в школе. Рынок наркотиков растет, и говорить о том, что спрос рождает предложение, в данном случае нельзя. Предложение не только рождает спрос, оно его провоцирует. Подросток склонен к экспериментам – ему бесплатно дают попробовать, к считающейся относительно безобидной марихуане подмешивают героин – и готово: попал в рабство, вот она – зависимость. Да и не бывает безобидных наркотиков. Бывают люди более и менее к ним восприимчивые. Что у одного сойдет, у другого мгновенно вызовет зависимость.
Известна история с Зигмундом Фрейдом, который был поначалу обольщен обезболивающими и антидепрессивными свойствами кокаина. Он принимал его некоторое время сам, рекомендовал своей невесте и другу. С невестой как-то обошлось, не исключено, что она не последовала рекомендациям жениха, с другом же по имени Эрнст Флейшер все закончилось трагедией. Тот по совету Фрейда пытался с помощью кокаина вылечиться от морфинизма, а в результате стал первым в Европе кокаиновым наркоманом и в конце концов погиб от этого. Фрейд горько каялся в своей невольной вине. Заблуждение отца психоанализа основывалось на том, что у него самого употребление в течение какого-то срока кокаина не вызвало зависимости – видимо, не было генетической предрасположенности к этому. Но как знать заранее, к чему есть предрасположенность, к чему нет – для этого надо попробовать, а попробовав, можно подсесть с первого раза, особенно на героин. Что и происходит с подростками.
Законы наши (впрочем, и не наши тоже) несовершенны, в том числе касающиеся наркомании. В Госдуме состоялся круглый стол, посвященный этой проблеме. Председатель комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева отметила, что важнейшие аспекты распространения наркомании не имеют правового обеспечения. Они должны были бы регулироваться законом «О предупреждении распространения наркомании и токсикомании в Российской Федерации», который в течение трех лет готовился Минздравом, но был снят с рассмотрения правительством.
Между тем распространение наркомании напоминает лесной пожар. На конец 2003 года зарегистрировано около полумиллиона потребителей наркотиков, из которых около 350 тыс. больны наркоманией. Это только официально зарегистрированные. По экспертным оценкам, употребляют наркотики 3–4 млн. человек, большинство – совсем молодые. Характерно, что пожилых наркоманов практически не бывает. Причина самая простая – не доживают до зрелых лет. Возраст «первой пробы» снизился в последнее время с 17 до 11 лет. Ежегодно удваивается число ВИЧ-инфицированных, подавляющее большинство которых заразились через совместное использование шприцев при введении наркотиков.
Проблема наркомании в стране обсуждается уже лет десять. Ее обсуждают, а наркомания растет. Принимаются законы, которые не исполняются да и исполняться не могут. Например, запрещено лечение больных наркоманией у частнопрактикующих врачей и в негосударственных клиниках. А государственных коек для лечения таких больных, как сообщил директор Наркологического научного центра Николай Иванец, всего тысяча на всю страну – это при 350 тыс. официально зарегистрированных наркоманов. Частные наркологические клиники существуют под псевдонимом реабилитационных. Лечение там стоит огромных денег, результаты вопреки рекламным реляциям весьма скромные. Не потому, что эти клиники плохие, а потому, что наркомания вообще трудно поддается лечению. По статистике, приводимой Национальным центром наркологии, не заинтересованным в рекламе, сегодня лечение в наркологическом стационаре, оснащенном оборудованием для интенсивной терапии, вооруженном всеми необходимыми современными лекарствами, при наличии высококвалифицированных специалистов обеспечивает не более 20% положительных результатов, то есть из 100 больных после лечения примерно 80 возвращаются к употреблению наркотиков.
Самый эффективный способ – отсутствие наркотиков. По слухам, так иногда лечат своих детей богатые люди (наркотики настигают и в хижинах, и во дворцах, во дворцах даже чаще): запирают в особняке, приставляют охрану и на долгое время прекращают их связь с внешним миром. Перефразируя сталинскую формулу, нет наркотиков – нет проблемы. Остановка за малым – особняк и охрана.
На круглом столе обсуждалось, не является ли тестирование на наркотики нарушением прав человека. Наверно, если это производится не выборочно, а сплошняком при диспансеризации школьников, в сложившейся ситуации не такое уж нарушение. Но возникает вопрос, как поступать при положительном результате теста. Исключать из школы? Лечить? Но где – ведь всего тысяча коек на всю страну. И что делать несчастным родителям?
В неосознанной или даже сознательной рекламе наркомании обвиняют средства массовой информации. Все это уже было. Не ведая, что творят, пропагандой кокаина прямо или косвенно занимались Конан Дойл, Стивенсон, Золя, Ибсен. Наши писатели тоже грешны. Судьба любит жестокие шутки: как эти люди почувствуют себя, если наркоманами станут их дети?
Среди современных российских легенд бытует легенда о том, как благородные бандиты избавили Екатеринбург от наркотиков, изгнав или уничтожив наркоторговцев. Но благородных бандитов на все пространство России не хватит (то есть бандитов даже с излишком, но вот благородных┘). И унизительно как-то уповать на бандитов. Есть органы, специально уполномоченные вести борьбу с наркоманией. Они рапортуют, как много конфискуют наркотиков, с каждым годом все больше. Но у кого? Без конца сообщается о поселках особняков, выстроенных на доходы от наркоторговли, даже показывают эти особняки. А где их хозяева? И у самых главных хозяев не особняки, а дворцы... Среди громких процессов последних лет – суды над учеными, обвиняемыми в разглашении государственной тайны, над бизнесменами, не доплатившими налоги, над врачами, неправильно занимающимися трансплантацией органов, но ни одного процесса над наркобаронами, убийцами наших детей. Почему бы это?