Медпункт закроют, а до ближайшей больницы двести верст по бездорожью.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
Россия – страна непрерывных революций, что производит впечатление на цивилизованных иностранцев. В последнем номере British Medical Journal сообщается, что в результате реформы российского здравоохранения могут потерять работу около 300 тысяч медиков, на треть сократится количество койко-мест в больницах, возрастет число врачей общей практики и значительно уменьшится число врачей-специалистов.
Таинственный проект реформирования здравоохранения, само существование которого и тем более какая бы то ни было собственная причастность к нему яростно отрицались прежним Минздравом, вышел, наконец, из ведомственного тумана. На парламентских слушаниях он был представлен именно как программа Минздрава. Создана эта программа в Центре стратегических разработок на гранты Всемирного банка, но реализовать ее будет новое министерство, которое теперь не только здравоохранения, но и социального обеспечения.
Если проект действительно воплотится в жизнь, то министерство социально обеспечит не столько здоровье населения России, сколько уменьшение его численности. В планируемой реформе содержатся все предпосылки для этого. Авторы ее предусматривают ликвидацию медпунктов в сельской местности, закрытие мелких больниц и поликлиник, которые будут заменены межрайонными диагностическими центрами, постепенное введение вместо поликлиник частных практик «семейных врачей», предназначенных для оказания медицинской помощи гражданам от рождения до смерти. Женские консультации и детские поликлиники, само собой, закроются. Врач общей практики должен лечить, как когда-то шутили (не предполагая, что это станет былью), «ухо, горло, нос, сиськи, письки, хвост». У нас, оказывается, очень большой излишек врачей вообще и специалистов в частности. Те, кто даже в Москве месяцами не может попасть к глазному, ушному, кардиологу, урологу да даже просто к одному и тому же участковому терапевту, видимо, находятся во власти массовой галлюцинации.
В больницах, по мнению разработчиков реформ, лежат в большинстве случаев те, кто мог бы лечиться амбулаторно, как в западных странах. В Европе или США действительно родственники сажают заболевшего в машину и мчатся по автостраде в амбулаторию. А из села Гадюкино до областного центра за 200–300 км можно добраться разве что на тракторе.
Предлагается расширение прав руководителей медицинских организаций в распределении финансовых средств. Приводился пример, как в Англии лечебное учреждение продало одно из своих зданий и на эти деньги организовало прекрасно оснащенный диагностический центр. Как такая самостоятельность реализуется у нас, совершенно ясно: здание или большинство зданий продадут, и где-нибудь в Греции или Испании появится прекрасно оборудованная вилла руководителя злосчастной больницы. Кстати, в Англии вообще здравоохранение государственное.
Главный педиатр России академик Александр Баранов сказал по поводу нововведений: «Главная ваша идея – сначала перекачать деньги в поликлиники, а потом провести отчуждение имущества». Он отметил, что в предложенном проекте ничего не говорится о недоступности для большинства населения лекарств из-за немыслимо высокой цены на них. Против проекта реформы резко выступил профессор Леонид Рошаль. Да и у всех присутствовавших на парламентских слушаниях депутатов и врачей проект вызвал возмущение. По мнению председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой, многие положения программы носят декларативный характер.
Очень грустно, что выслушавший все возражения заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов сказал: «Можете соглашаться, можете не соглашаться, но вот это план, который есть у Минздрава, и мы его будем реализовывать». Ведь Стародубов опытный организатор здравоохранения и не может не понимать, что страна лишится того немногого, что еще сохранилось от несовершенной, но, как выяснилось, не самой плохой советской системы здравоохранения.
Предлагаемая программа создана на гранты, выделенные Всемирным банком. Гранты надо отрабатывать. Всемирный банк существует в своем комфортабельном далеке и может не иметь представления о российской реальности и ее особенностях, но разработчики программы, пусть они экономисты, а не медики, неужели никогда не бывали в районных поликлиниках, не навещали никого в обычных больницах? Всемирный банк уже давал России рекомендации по экономическим реформам в 1991 г. В результате имеем то, что имеем, – неизвестно, как справиться с бедностью. Впоследствии кто-то из иностранных советчиков объяснял, что они не предполагали экзотических особенностей существовавшей системы, что это походило на то, как хирург делает операцию, производит разрез, и оказывается, что у больного внутренности не человека, а козы. Но козленки тоже хочут жить. Теперь столь же удачные рекомендации дают уже по организации здравоохранения.
На здравоохранение в нашей стране выделяется по крайней мере в три раза меньше средств, чем необходимо по самому минимальному расчету. Увеличивать финансирование даже не планируется. Но и оставлять все в таком положении нельзя. Вот и предлагается то, что называется на бюрократическом языке «повышением структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации».
Не хочется даже думать, что будет, когда примут эту программу. А ведь ее примут, если мы это допустим.