Любить человечество проще, чем своего соседа. С некоторой натяжкой это высказывание можно распространить на борьбу за здоровье народа и борьбу за здоровье и жизнь конкретного человека. Здоровье конкретного человека – мое или ваше – в руках доктора, здоровье народа – в руках министра. Министр и доктора встретились на Пироговском съезде врачей и не поняли друг друга. Возможно, потому, что приоритеты у них разные. Врачи, собравшиеся из всех регионов России, видят перед собой конкретных больных, погибающих из-за того, что нет средств на необходимые им лекарства, нет аппаратуры для операции, да и до больницы не добраться – нет ни транспорта, ни дорог. И самого-то врача не найдешь – в сельской местности их не хватает почти половины.
Министр мыслит глобально, видит не изглоданного болезнью бедолагу, а работающие, неработающие, льготные контингенты, а также налоги и фонды. Он менеджер и привык к таким категориям. Был главой страховой компании «Макс», Пенсионного фонда. Руководил ими очень успешно. Для компании и Фонда несомненно.
На открытии очередного Пироговского съезда врачей министр в отличие от своих предшественников не появился. Делегатам объяснили, что он на заседании правительства. Другими словами, занят более важными государственными делами. И тут врачи, для которых нет дела важнее, чем здоровье пациентов, взбунтовались. Предложили даже прекратить работу съезда, пока не приедут первые лица государства. Кое-как делегатов утихомирили, первые лица не приехали, но министр после перерыва появился.
К этому времени была обрисована достаточно известная собравшимся ситуация в здравоохранении. Иначе, чем кризисом, притом с каждым днем углубляющимся, ее не назовешь. Получить медицинскую помощь обычному гражданину все сложнее и все дороже. Проблемы с аппаратурой, проблемы с лекарствами, проблемы с врачами. Никто не хочет пополнять ряды тех, кого пренебрежительно называют «бюджетниками». Да и «бюджетную»-то зарплату выдают нерегулярно.
В результате пресловутых реформ 90-х годов финансирование медицины, и без того скудное, резко сократилось. Система советского здравоохранения, не идеальная, но достаточно эффективная, была разрушена. Чтобы обеспечить минимально приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долларов в год на одного жителя, сейчас же такие расходы составляют лишь 80 долларов. Поспешное введение обязательного и добровольного медицинского страхования принесло выгоду разве что страховым компаниям, а пациентам мало что дало. Специальным постановлением правительства введено понятие платных медицинских услуг в системе здравоохранения, периодически предпринимаются попытки изменить правовой статус медицинских учреждений, чтобы вывести их из-под действия 41-й статьи Конституции РФ, гарантирующей право гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях. Статья 41 выглядит уже как насмешка. Недаром, когда два месяца назад на ТВЦ проводился опрос телезрителей о том, как они оценивают медицинскую помощь, 90% ответили, что никакой помощи нет.
При слове «реформы» все вздрагивают. Они, как правило, приводят у нас к потере того немногого, что еще сохранилось. Больше всего тревожит перспектива трех грядущих нововведений: снижение ставки единого социального налога с 3,6 до 2,8%, замена льгот прибавкой к пенсии в среднем 500 рублей, право лечебных учреждений трансформироваться из государственных в негосударственные некоммерческие, а потом в автономные некоммерческие.
Михаил Зурабов, новый министр здравоохранения и социального развития, человек живой и не лишенный остроумия, пытался успокоить собравшихся. Суммы на здравоохранение, которые уменьшатся при сокращении социального налога с 3,6 до 2,8%, компенсируются из федерального бюджета, эти средства пойдут на финансирование медицинской помощи неработающему населению (пенсионерам, детям, ухаживающим за ними матерям). Предложение о замене льгот денежной добавкой смягчено: можно будет выбирать – льготы или деньги. Превращение лечебных учреждений в некоммерческие организации – это расширение их самостоятельности, а не приватизация. По словам Михаила Зурабова, полномочия министра сейчас больше, чем полномочия вице-премьера – он имеет возможность влиять на финансы, и ситуация складывается чрезвычайно комфортно.
Прежний министр здравоохранения Юрий Шевченко тоже обещал скорое улучшение, тоже был большим оптимистом, к тому же личным знакомым президента России. И что же? Страна наша, по данным ВОЗ, занимает 130-е место по поддержке государством здравоохранения. Опыт последнего десятилетия приучил к недоверию. Непонятно, предусмотрена ли законодательно компенсация из бюджета за потери в связи со снижением социального налога или это только пожелания. Еще больше беспокоит вопрос об изменении статуса лечебных учреждений. Москвичи наблюдали, как булочные и продовольственные магазины превратились в дорогущие бутики, стали торговать мебелью из Италии и джакузи с золотыми кранами. Таким же путем поликлиники и больницы могут превратиться, например, в центры эстетической медицины.
Заразить своим оптимизмом аудиторию Михаилу Зурабову не удалось. Наверно, виной этому разница в приоритетах. А может, разница в стиле жизни. Трудно нынешнему российскому врачу быть оптимистом.