Реформы у нас предпринимаются по всем направлениям. В здравоохранении, разумеется, тоже. Горькие плоды реформ мы вкушаем каждый раз, когда приходится обращаться за медицинской помощью. Но, как выяснилось, это не плоды, а лишь цветочки. Ягодки и плоды впереди. В проекте Концепции развития здравоохранения, вышедшей из стен Минздрава, это самое развитие предполагается направить в сторону... ликвидации детских и женских консультаций. Первичную помощь всем – от младенца до столетнего старца – будет оказывать семейный врач. Он должен лечить и рот, и наоборот.
Против введения такой системы восстал Союз педиатров России. «Система врачей общей практики была разработана Всемирной организацией здравоохранения для слаборазвитых стран Юго-Восточной Азии, – возмущается академик РАМН Александр Баранов, директор Научного центра здоровья детей. – Сейчас ее через экспертов Всемирного банка, принимавших участие в разработке концепции, пытаются ввести в России. За последние годы, если и были какие-то успехи в здравоохранении, то как раз у педиатров и акушеров-гинекологов: снизились показатели младенческой и материнской смертности. Этого удалось достичь благодаря нашей уникальной системе охраны здоровья матери и ребенка, которая создавалась на протяжении последних восьмидесяти лет. ВОЗ признала ее лучшей и рекомендовала для внедрения во всех странах».
Ликвидация детских и женских консультаций, по словам Александра Баранова, будет таким ударом, по сравнению с которым отключение тепла и света покажется милой шуткой. Последствиями могут стать неоправданные смерти детей, неоправданная детская инвалидность и много других бед.
Очень резко высказался против предлагаемой программы реформирования здравоохранения профессор Леонид Рошаль. Все реформирование, по его мнению, касается только службы охраны материнства и детства. Дело дошло до абсурда – допускается госпитализация детей в больничные отделения для взрослых. В составе группы, разработавшей эту программу, доминировали чиновники Министерства здравоохранения, но отсутствовали педиатры. Программа предложена для обсуждения на итоговой коллегии Минздрава РФ в марте и, если будет принята, пойдет в правительство и будет утверждена.
Над нашим хилым здравоохранением нависла угроза и со стороны другого министерства – Минэкономразвития. Предлагаемая Минэкономразвития реструктуризация его – возможность перехода государственных учреждений в иную форму – в некоммерческие организации, что позволит продавать землю, на которой располагаются эти учреждения, принадлежащие им здания. Такие принципиальные вопросы не должны решаться кулуарно. Вообще, по мнению профессора Рошаля, все предложения по изменению системы здравоохранения почему-то направлены не к тому, чтобы улучшить медицинскую помощь, а наоборот, создать новые проблемы для пациентов. То, что происходит, в прежние времена назвали бы происками мировой закулисы. Но это наши родные происки.
Семейный доктор в нашей стране есть – это сельский врач. Он поневоле вынужден лечить и старого и малого. Но на селе не хватает 70% врачей. Никто не хочет ехать в немыслимые условия российской деревни и работать там почти задаром практически без всякого медицинского оборудования. Врачи, и не только детские, уходят из медицины. Невозможно жить на такую зарплату.
Проще всего обвинять в бедах здравоохранения самих врачей, что и делают все чаще. В Свердловской области, где погибли новорожденные, тоже обвинили в их смерти медиков. И никто не вспомнил, что в этом родильном доме вместо шести педиатров было только два. Они работали день и ночь. Но что можно сделать, если нет реанимационного оборудования, нет среднего медицинского персонала, нет санитарной авиации, чтобы доставить младенца в крупный лечебный центр?
Педиатров повсюду катастрофически не хватает. Даже в Москве больше половины ставок участковых детских врачей свободны. Может быть, предложение вообще ликвидировать участковых педиатров, заменив их семейными врачами, – попытка решить проблему простейшим способом.
Только что закончился проходивший в Москве IX Конгресс педиатров России. Академик Баранов, по сути дела, говорил от имени участников конгресса, сопредседателем которого он является. Неприятие детскими врачами планируемых реформ разделяют акушеры-гинекологи, поддерживает комитет Госдумы РФ по охране здоровья, нынешний председатель которого Татьяна Яковлева – сама врач-педиатр, и даже заместитель министра здравоохранения РФ, курирующий материнство и детство. «Детский доктор мира» профессор Леонид Рошаль – член Комиссии по правам человека при президенте России и, конечно, он постарается довести сведения о происходящем до президента Путина.
После того как проект ликвидации участковых терапевтов стал достоянием гласности, вице-премьер правительства Галина Карелова и министр здравоохранения Юрий Шевченко сделали официальное заявление о том, что такие реформы никогда не планировались и не могли планироваться. Наоборот, утверждали они, речь идет о последовательном укреплении института детских врачей, всей системы охраны материнства и детства.
Пропажа документа, конечно, не такое страшное событие, как пропажа человека, но все-таки... Академик Баранов и профессор Рошаль, что же – выдумали существование проекта "реструктуризации" педиатрической службы? Все-таки уважаемые люди. Да и сами слова о "последовательном укреплении" настораживают. Как часто "последовательное укрепление" становилось псевдонимом полного развала. И всеобщее, казалось бы, неприятие предложенных реформ в педиатрии (а они, поверим доктору Рошалю, планировались) не успокаивает. Сколько раз случалось, что против каких-то новшеств выступают буквально все, а новшества эти вводятся. Следователи говорят: ищите, кому выгодно. Реформа тоже кому-то выгодна.