Каждому такую улыбку.
Фото Reuters
По данным Всемирной организации здравоохранения, всего 3% населения земного шара не имеют проблем с зубами, остальные 97% периодически страдают то от зубной боли, то от кровоточащих десен, а то и вовсе от отсутствия зубов и завистливо поглядывают на соплеменников, способных откусить сразу пол-яблока или справиться с бифштексом без помощи ножа. Современная стоматология демонстрирует поразительные достижения, начиная от композитных пломбировочных материалов и заканчивая сложными имплантационными системами, врачи пользуются методиками на грани волшебства, опираясь на технологии ХХI века, зубоврачебных клиник больше, чем газетных ларьков, а пациентов не становится меньше.
Стоматологи, к сожалению, лишь устраняют последствия, возведенные в ранг самостоятельных заболеваний, но не в силах победить причины, среди которых и генетическая предрасположенность, и факторы среды, и нарушение обменных процессов, и даже просто стечение обстоятельств, когда, поскользнувшись на разлитом кем-то масле, вы оставляете часть своей белозубой улыбки на ступенях собственного парадного. И тогда наступает момент принимать решение: куда идти?
Еще относительно недавно монополия принадлежала государственным стоматологическим поликлиникам, за вожделенным талончиком надо было встать с первыми петухами и сыграть с судьбой в лотерею вроде детской игры "на кого бог пошлет". Бог в лице хамоватой регистраторши мог послать ко вчерашнему студенту, к подслеповатой пенсионерке, если повезет - и к умелому, грамотному специалисту. Конечно, здравомыслящие люди и тогда старались через знакомых попасть к квалифицированному врачу.
Едва монополия ускользнула из рук государства, стали множиться частные стоматологические клиники. Все больше становятся нормой небольшие лечебницы на 2-3 кресла. Врачи в них, как правило, весьма высокого уровня, со стажем, с кругом постоянной клиентуры. Подобные клиники более управляемы и ничуть не менее контролируемы, чем зубоврачебные монстры, где бормашины, выстроенные в ряд, теряются за линией горизонта.
Однако это вовсе не значит, что в государственных учреждениях остались только неумехи и неудачники. Великолепные врачи есть повсюду, но система, при которой на каждого пациента отведено определенное время и существует некий план, за невыполнение которого руководство не погладит по голове, ограничивает возможности индивидуального подхода к больному. Расстроенная пациентка жаловалась мне, что в очень уважаемом стоматологическом учреждении, куда она обратилась с осложнением, развившимся после неудачного лечения в районной поликлинике, с ней обошлись не очень приветливо и рекомендации давали чуть ли не на ходу. Рекомендации оказались исключительно грамотными и высокопрофессиональными, но больная осталась неудовлетворенной, так как ее толком не выслушали.
Пациент хочет чувствовать себя в кабинете дантиста личностью, а не бестолковым органическим придатком к кариозным зубам. Поделиться с врачом своими ощущениями и болями - естественное желание. От этого даже боль стихает. Недаром существовали умельцы "заговаривать" зубную боль. Для того чтобы и выговориться, и получить сочувствие, и, конечно, вылечиться, надо выбрать специалиста, которому доверяешь, и обращаться только к нему. Что касается оплаты, то платить практически приходится во всех случаях. Стоимость лечения при этом не зависит от размера или формы собственности клиники.
Мне довелось побывать в Лондоне в частном кабинете профессора Королевской стоматологической школы, одного из наиболее известных специалистов в области дентальной имплантологии. Кэвендиш-стрит в центральной части города - улица дантистов. На каждой двери узких двух-трехэтажных домиков постройки середины ХIХ века сияет медная табличка с именем практикующего врача. В кабинете профессора стоматологическая установка с программным управлением, приборы компьютерной диагностики соседствуют со старинным камином, протертым персидским ковром и портретами предков на тусклых обоях. Вроде маленького музея. Частная практика у профессора обширная, к чему ему еще преподавательская деятельность, работа в госпитале, научные исследования? Но, оказывается, дантист, который, помимо частной практики, состоит на государственной службе, котируется значительно выше. К госслужащим предъявляются достаточно жесткие требования, и ограничиваться лишь частным приемом считается даже неприличным.
Хорошо бы завести подобную систему и у нас. Она способствует большей преемственности специализированной помощи. Каким бы замечательным ни был стоматолог, даже если он ведет так называемую общую практику, т.е. оказывает и терапевтическую, и амбулаторно-хирургическую, и ортопедическую помощь, нельзя объять необъятное. Существуют ситуации, когда необходимо участие узкого специалиста или требуется консультация в научном центре у более опытных коллег. Задача личного стоматолога - вывести пациента на нужного специалиста, передать с рук на руки, а не "отфутболить", как это порой бывает. Настоящий личный дантист при необходимости сам поедет вместе со своим подопечным на консультацию или на сложные диагностические мероприятия. Если очень нужно, он будет сидеть с вами за полночь или примет вас в экстренном случае в выходной день, специально приехав в клинику.
Стоматологический кабинет не должен восприниматься как пыточная камера, наоборот, должен стать в сознании больного местом, где ему посочувствуют, помогут, исправят настроение. А хорошее настроение - лучшая профилактика кариеса.