Торговать лекарствами, как известно, очень выгодно (выгоднее, кажется, только торговля оружием и наркотиками). Поэтому желающих заниматься фармацевтическим бизнесом пруд пруди, но далеко не все помнят, что от товара, которым они торгуют, зависит здоровье, а то и жизнь многих людей. Про фальсифицированные лекарства мы уже наслышаны. За 2002 год фармацевтической инспекцией Минздрава России обнаружено в торгующих организациях 61 наименование поддельных препаратов, что на 25% больше, чем в 2001 году. В ходе проверок было изъято из обращения больше 80 тыс. упаковок фальшивок.
Но, как говорила Алиса в Стране чудес, "чем дальше, тем страньше". Точнее, страшнее. Нормальные, не фальсифицированные лекарства хранятся таким образом, что к моменту поступления на прилавок они уже испорчены. Фармацевтическая инспекция установила, что от 15 до 20% лекарственных средств теряют свои качества и становятся опасными для жизни именно при их неправильном хранении и транспортировке.
Начальник фармацевтической инспекции Минздрава Владимир Шипков сообщил на пресс-конференции о событии беспрецедентном: 18 июня лицензионная комиссия Минздрава по материалам проверки, проведенной фарминспекцией, приостановила на 6 месяцев действие лицензий на право заниматься фармацевтической деятельностью 241 предприятию оптовой торговли. Все они были зарегистрированы по одному адресу на территории Республики Алтай и функционировали, нарушая все законы и постановления о фармацевтической деятельности. Очень велика вероятность, что через эти фирмы на рынок поступали фальсифицированные и недоброкачественные препараты.
Это в сущности скандал - почти 250 сомнительных предприятий только на Алтае. Что же глотали, надеясь исцелиться, злосчастные алтайцы и что глотают жители других регионов? Ведь на фармацевтическом рынке России действуют около 700 производителей, 7 тыс. обладателей лицензий на оптовую торговлю лекарствами, около 70 тыс. аптечных учреждений. Фарминспекция же состоит всего из 19 человек. По словам ее начальника Владимира Шипкова, поддержку и помощь в борьбе с фальсифицированной и недоброкачественной продукцией ей оказывают "цивилизованные операторы рынка". Союз профессиональных фармацевтических организаций, как объявил его сопредседатель Игорь Рудинский, разрабатывает собственные методы борьбы с незаконным оборотом лекарств: создана программа добровольного декларирования происхождения препаратов. Ее участники сообщают, где и у кого приобрели лекарство, каким образом оно транспортировалось и в каких условиях хранится. Замминистра здравоохранения РФ Антон Катлинский сказал, что Минздравом будет создан режим наибольшего благоприятствования для добросовестных участников фармрынка.
Но что делать с многочисленными "нецивилизованными" торговцами вроде алтайских, которые приобретают препараты у сомнительных фирм, держат их в сырых подвалах неизвестно сколько и затем продают в киосках. Выборочные проверки, проведенные фарминспекцией, свидетельствуют, что препараты часто хранят, как дрова. Картина напоминает то, что творится с просроченными продуктами, которые по дешевке продаются возле Киевского вокзала.
Фармацевтическая инспекция имеет право только приостановить действие лицензии. Ну, приостановили на полгода - и что? Полгода быстро пройдут, а там, глядишь, те же фирмы вновь будут торговать лекарствами, может быть, даже теми же самыми, которые пока валяются где-нибудь в подвале.
Наверно, прав министр здравоохранения Юрий Шевченко: лучше уж вовсе не принимать никаких таблеток, а то нарвешься если не на фальшивые, так на испорченные.