Нормальный человек любит своих детей. Один поэт в советские времена так и написал: "Люблю своих детей". Его за это стихотворение, помнится, ужасно ругали: тогда полагалось любить всех детей мира, хотя бы на словах. Теперь кинулись в другую крайность: оправдывают самые сомнительные поступки необходимостью кормить собственных детей. Об остальных детях при этом речь не идет. Рядовые граждане, строго говоря, и не обязаны любить чужих детей, не надо только их обижать, или, на юридическом языке, нарушать их права. Государственные же деятели или должностные лица как раз обязаны не то чтобы любить всех детей, но заботиться о них. Потому что, как ни выспренне это звучит, дети - будущее страны. Что касается российского будущего, во многом туманного, многовариантного, то в этой его части как раз присутствует достаточная ясность. И ясность тревожная.
Сейчас в России 31,6 млн. граждан в возрасте от 0 до 17 лет. По прогнозам Госкомстата, к 2005 году численность детей сократится до 25 млн. Трудоспособное население 2015 года - это нынешние дети. Именно на них ляжет забота о собственном потомстве и поколении своих родителей. Между тем, как показывают исследования, здоровье молодежи хуже, чем здоровье их родителей. Итоги проведенной в 2002 году диспансеризации неутешительны. Здоровых детей всего треть. Рождаются больными до 40% младенцев. Хроническими болезнями страдают 70% подростков. С 1993 года более чем в два раза выросла заболеваемость детей алкоголизмом, в три раза - токсикоманиями и в 20 раз - наркоманией. Но это данные не обо всех детях.
В своем выступлении на II Российском форуме "Дети и лекарства" Татьяна Яковлева, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту, призвала обратить особое внимание на не учтенных в результатах диспансеризации беспризорных и безнадзорных детей. По данным Генеральной прокуратуры, таких детей около 2 млн. Сколько их на самом деле, неизвестно. Они живут в антисанитарных условиях, часто в криминальной среде, подвергаются различным видам эксплуатации со стороны взрослых, в том числе сексуальной. Половина этих детей больны и нуждаются в медицинской помощи. Чтобы выжить, беспризорники сбиваются в группировки, мигрируют по стране, но в основном оседают в столице. В Москве открыты специальные койки для лечения маленьких бродяжек, введена городская информационная система разработки GlaxoSmithKline по учету и идентификации беспризорных и безнадзорных детей, которая содержит результаты медицинских и психических обследований и набор последовательных записей о движении ребенка, среднесуточное поступление детей в больницы и приюты. Однако беспризорники концентрируются не только в Москве, они мигрируют по всей России.
С этой проблемой вплотную столкнулось и Министерство здравоохранения РФ. Заместитель министра Ольга Шарапова сказала, что за 2002 год прошли лечение более 30 тыс. беспризорных. У многих выявлены инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем. Но ведь далеко не все больные дети этой огромной группы - не менее 2 млн. - попали в поле внимания медиков.
В стране около 700 тыс. детей находятся в сиротских учреждениях. Чаще всего здоровье их подорвано, у них целый букет хронических болезней, нужда также в психологической и социальной помощи. О том, что происходит в детских домах, лучше всего свидетельствуют данные Генпрокуратуры: 40% выпускников этих учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками или обслуживают преступность, 10% кончают жизнь самоубийством от безысходности и только 10% как-то устраиваются.
Второй Российский форум "Дети и лекарства" был посвящен лекарственному обеспечению и государственной поддержке детей с социально значимыми болезнями. Социально значимые - понятие более широкое, чем социально обусловленные (например, туберкулез или заболевания, передающиеся половым путем). К социально значимым относятся также сахарный диабет, онкологические, наследственные болезни. Современные лекарства позволяют успешно бороться с ними, но стоит это очень дорого - не по средствам даже состоятельным родителям, что уж говорить об обычных семьях. Попытки государства регулировать цены на фармацевтическом рынке оказались безуспешными. Ни в одном регионе не выполняется постановление правительства о бесплатном обеспечении лекарствами детей до 3 лет. Высокая стоимость препаратов и недостаток средств препятствуют профилактике и лечению такой опасной инфекционной болезни, как вирусный гепатит. Уровень заболеваемости в России вирусными гепатитами В и С приобрел катастрофические масштабы и представляет реальную угрозу здоровью нации. В некоторых регионах до 10% случаев гепатита у детей и подростков связаны с заражением в лечебно-профилактических учреждениях.
Благодаря модной теме жизни и гибели семьи последнего российского императора широко известно о гемофилии - болезни наследника престола царевича Алексея. Но гемофилией страдают не только царевичи. В развитых странах такие больные с детства принимают специальные препараты, позволяющие им вести полноценную жизнь, заниматься спортом и даже служить в армии. У нас это инвалиды. В настоящее время более чем для 150 наследственных болезней разработаны методы эффективного лечения, позволяющие избежать инвалидизации ребенка. В России на это не отпускают средств.
"Люблю своих детей" - к сожалению, кажется, стало принципом деятельности власть имущих. Собственных отпрысков они учат и лечат, даже рожают за границей. Для внутреннего употребления произносят речи о больших благодеяниях для детей "населения", как, например, Александр Починок на круглом столе по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, проводившемся в Госдуме под председательством заместителя председателя комитета по охране здоровья и спорту Татьяны Яковлевой за несколько дней до форума. Видимо, июнь, начиная с первого числа - Дня защиты детей - стал месяцем детских вопросов (и ответов). В 2002 году родилось на 100 тыс. детей больше, чем в 2001-м. Однако надеяться, что демографические проблемы можно решить с помощью повышения рождаемости, не приходится. Вряд ли она существенно повысится, хотя способствовать этому - прямая задача властных структур. Более реально - снизить количество больных детей. Но сделать это с помощью самых правильных выступлений и даже постановлений, если они не выполняются, не удастся.