Воздух не замечаешь, пока дышать легко. Не замечаешь сердце, печень, почки, пока они работают нормально. Даже не задумываешься, что за роль в нашем организме они выполняют. Насчет сердца, которому не хочется покоя, как раз известно: перестанет работать, тут тебе и вечный покой вместе с сердцем. А почки?
Многочисленные объявления, преследующие нас на улице, в переходах, в транспорте, достающие дома по радио и телевидению, обещают среди прочих чудес очищение крови с помощью каких-то таинственных средств. На самом деле кровь очищают почки, выводя из нее токсины. И когда деятельность почек замедляется, организм отравляется вредными веществами. Затухание работы почек называется почечной недостаточностью.
Хроническая почечная недостаточность - страшная штука. Возникает она по разным причинам - как осложнение хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, в последние годы - гипертонии, сахарного диабета, у маленьких детей в результате инфекции мочеполовой системы или пороков ее развития.
Начинается все незаметно, разрушения происходят постепенно, без видимых проявлений. В какой-то момент пропадает аппетит, появляются тошнота, слабость, снижается вес, в крови падает гемоглобин, повышается уровень азотистых шлаков, начинаются боли в суставах, отеки, кожа и белки глаз желтеют, повышается артериальное давление. К сожалению, по непривычке лечиться наши люди серьезной медицинской помощи не ищут, обходятся советами знакомых и домашними средствами. Между тем речь идет практически о жизни и смерти. Изменения почек необратимы. Но на ранних стадиях болезнь можно хотя бы приостановить. Сделать это может только специалист-нефролог. Конечно, попасть к такому специалисту нелегко, однако не невозможно. Это тот случай, когда не надо жалеть никаких усилий.
Организм отравляется постепенно. Количество мочи резко сокращается - вместо обычных 2-2,5 л 1 л и меньше (когда все в порядке, никто не обращает внимания на "низкие" отправления организма, но, если этих отправлений почти нет, поневоле заметишь). Отеки нарастают, мочегонные средства не помогают. Почки норовят отключиться.
Полное прекращение работы почек - гибель для человека. Полвека назад так оно и происходило. Хотя еще в 1913 г. канадскому физиологу Дж. Абелю пришло в голову, что можно заменить почку, если пропустить кровь через фильтры и таким образом очистить ее, а во время Второй мировой войны доктор Кольф спас жизнь женщины с острым отравлением, перегнав ее кровь через фильтры, по-настоящему осуществить идею Абеля удалось только в 60-е годы, когда придумали специальный артериовенозный шунт, а потом артериовенозную фистулу. Теперь с помощью небольшой операции на руке стало возможным подключать больных на 4-5 часов к аппарату, очищающему кровь и получившему название искусственной почки. Сама процедура называется гемодиализом, то есть очищением крови.
Конечно, естественный человеческий орган никакой аппарат не заменит. Лучший выход при хронической почечной недостаточности - трансплантация почки. Но это для отдельных счастливцев. Операция эта редкая, очень сложная и дорогостоящая. Кроме больших денег, для успеха ее нужны высококвалифицированные хирурги, наличие подходящего по многим параметрам органа для пересадки и еще многое другое.
А больных с хронической почечной недостаточностью много. Кстати, хронической почечной недостаточностью страдал Юрий Андропов. Он тоже лечился гемодиализом. За 20 лет, прошедшие со смерти Андропова, процедура эта намного усовершенствовалась. Теперь больные, находящиеся на гемодиализе, живут в среднем 10-15 лет. Бывает и дольше - 20 лет и больше, во Франции есть больной, который живет 36 лет.
Жизнь в своеобразном браке с аппаратом нелегка, но это жизнь. И надежда на то, что пересадят почку, изобретут еще какие-то методы лечения. Надежды не бесплодные, потому что медицинская наука едва ли не каждый день обогащается новыми открытиями. Ведь среди больных есть совсем молодые. Пока же - три раза в неделю по четыре часа приходится лежать подключенным к аппарату. И это везение - получить доступ к такому лечению. По мировой статистике, в гемодиализе нуждаются 250 человек на 1 млн. населения. В развитых странах диализом обеспечиваются все нуждающиеся в нем больные, в Российской Федерации - менее четверти тех, кому он необходим. Что происходит с остальными, легко догадаться. Жизнь обычного человека у нас стоит недорого. Хроническая почечная недостаточность прогрессирует таким образом, что, если больному в короткие сроки не провести процедуру искусственного очищения крови, его уже невозможно спасти. Гемодиализ - привилегия жителей крупных городов, что, в общем, естественно: ведь до лечебного учреждения, где проводятся такие процедуры, надо еще добираться, причем три раза в неделю.
Здравоохранение наше финансируется из двух источников: федерального бюджета и местных бюджетов, причем львиная доля - 80% - идет как раз из муниципальных средств. Ясно, что многое зависит от позиции региональной власти. Объектов для инвестиций не перечесть. Вопрос в системе приоритетов. Далеко не у всех региональных властителей на первом месте стоит здравоохранение, тем более сами властители, как правило, лечатся в столицах, а то и за границей. Гемодиализ же - дело дорогое. Одна процедура стоит 103 доллара, каждый больной должен получать три процедуры в неделю.
В Московской области средства на оплату гемодиализа нашли. Хоть Москва и близко, больных туда три раза в неделю возить невозможно, да в столице и своих пациентов хватает. В Коломне для окрестных жителей начал работать Центр диализа, оборудованный по последнему слову техники. По оценке главного нефролога Московского центра гемодиализа Валерия Шило, центр этот даже более современный, чем московский, открытый четыре года назад. Как сказал губернатор Московской области Борис Громов, из областного бюджета выделено на этот год на гемодиализ 50 млн. рублей. Наверняка было много более соблазнительных и выгодных объектов для инвестиций. Но вот отдали эти деньги в медицину. А могли отдать военным, вложить во что-нибудь военно-промышленное, тем более сам губернатор человек военный, боевой генерал.