Острый респираторный синдром, или по международной терминологии SARS, остается непроясненным. Кто должен лечить это заболевание? Дыхательные болезни - компетенция пульмонологов, заразные - инфекционистов.
Помощник главного инфекциониста Министерства здравоохранения РФ, ведущий научный сотрудник Института эпидемиологии Виталий Кузнецов объяснил, что атипичную пневмонию должны лечить инфекционисты, поскольку это заразное заболевание. У инфекционистов накоплен большой опыт работы с подобными больными. Пульмонологи могут, разумеется, принимать участие в диагностике и лечении в качестве консультантов. И вообще нет такого заболевания "атипичная пневмония", есть диагноз "тяжелый острый респираторный синдром" (SARS). Пневмония развивается как осложнение этого синдрома. Или не развивается. Человек может заболеть острым респираторным синдромом, который не осложнится пневмонией, и выздороветь. Любое инфекционное заболевание может протекать в легкой форме, в форме средней тяжести и тяжело. Тяжелое течение наблюдается в принципе не более чем у четверти больных. Так и при респираторном синдроме. Если SARS протекает относительно нетяжело, без специфических клинических проявлений, при отсутствии диагностикумов, то такие больные могут не попасть в поле зрения медиков. Если диагностикум есть, то обнаружение болезни наиболее вероятно.
По мнению Виталия Кузнецова, ситуация будет дальше развиваться по типу распространения обычной респираторной инфекции, по типу гриппа. Когда происходит эпидемия гриппа, сравнительно большой процент населения переболевает им, становится иммунным, образуется иммунная прослойка, и вирусу негде циркулировать. Это общий принцип эпидемического пути распространения респираторных инфекций. Вероятнее всего, так произойдет и с SARS, хотя категорически утверждать что-либо было бы преждевременно. Переболевший острым респираторным синдромом и выздоровевший получает иммунитет, он не опасен для окружающих, от него нельзя заразиться.
Не совсем понятно, почему среди больных нет детей. Виталий Кузнецов объясняет это тем, что дети меньше контактируют со взрослыми, чем взрослые между собой. Если в семье появляется больной, то его изолируют, и контакт с ним уменьшается. В отличие от этого в организованных коллективах, в детских садах и яслях контакты высоко вероятны.
Что касается лекарств, то вопреки то и дело появляющимся заявлениям о создании различных препаратов от SARS, эффективного средства с подтвержденным действием пока нет, как, впрочем, и от многих вирусных болезней.
В Москве, по утверждению помощника главного инфекциониста Минздрава РФ, положение спокойное. Принимаются все меры, может быть, даже избыточные, чтобы не допустить распространения инфекции, но они в данном случае оправданны, учитывая напряженность проблемы. Носить марлевые маски обычному населению нет никакой необходимости, хотя и повредить они не могут. Все-таки лучше избегать мест массового скопления народа. Что касается наступающего летнего периода, сезона купания, солнечных ванн, то это может оказать только положительное влияние.