- У нашего ребенка рак?! Мы его забираем, повезем лечиться за границу!
Несмотря на долгие беседы, объяснения, что в нашем институте лечат не хуже, что результаты лечения такие же, ребенка приходится выписывать. Как сложится его судьба, что его ждет? Нередко эти дети возвращаются к нам, и мы их лечим. Но бывает и иначе.
Один из ленинградских детских онкологов рассказал такую историю. Встревоженная женщина привела к нему на консультацию свою маленькую дочку. После детального обследования девочке был поставлен диагноз злокачественной опухоли и предложено лечение. Однако мать отказалась и увезла ребенка за границу. Там девочка успешно лечилась, казалось бы, выздоровела и вернулась домой. Через несколько дней после возвращения мать заметила у нее какие-то нарушения и вновь обратилась к ленинградскому онкологу. Тот диагностировал рецидив заболевания и предложил лечение в клинике детской онкологии, которой руководил. Мать вторично предпочла зарубежных специалистов. За границей девочка умерла. Мать тоже не вернулась - осталась жить поблизости от могилы дочери.
Далеко не у всех есть деньги (а их требуется очень много), чтобы лечиться за границей. Пока родственники собирают деньги, нередко обращаясь в газеты, проходит много времени, лечение не проводится, а опухолевый процесс не стоит на месте, и больной погибает, не получив своевременной медицинской помощи. К сожалению, приходится сталкиваться с такими случаями.
Я пишу об онкологических заболеваниях, при которых, впрочем, как и при других, фактор времени часто играет решающую роль. Мы наблюдали больных, у которых диагноз был установлен вовремя, но к тому моменту, когда они уезжали лечиться за рубеж, опухоль уже метастазировала.
Часто я задаю себе вопрос: почему наши больные так стремятся попасть для лечения за границу? Если говорить об онкологии, то результаты лечения в специализированных медицинских учреждениях в России такие же, как в других странах. Так почему же?
Главная причина - общественное мнение, создававшееся годами.
Отправляют за рубеж для лечения по поводу злокачественной опухоли жену известного политика. К сожалению, несмотря на все усилия западных медиков, она умерла. Когда я спросил известного онколога, почему ее не лечили в нашей стране, он ответил:
- Понимаешь, она умерла за границей, и все сказали: болезнь не поддалась врачам, ибо была крайне тяжелая. Если бы она умерла (а может, нет?) у меня в клинике, то сказали бы: надо было ехать к зарубежным специалистам, там бы она выздоровела!
Это сложившееся мнение о том, что надо лечиться за границей, поддерживают многие средства массовой информации.
В одной из центральных газет читаем, что беды России - "дураки, плохие дороги и плохие врачи". Автор этого материала пишет, как ее скверно лечили на родине, но она поехала во Францию, и вот там лечение было хорошее. Ее семью поселили в прекрасном отеле и водили на экскурсии. И все было так замечательно! Правда, журналистка забыла указать, сколько это стоило. Прочитав такую заметку, хочется немедленно поехать в Париж полечиться и отдохнуть, да еще всей семьей!
По телевидению демонстрируют хороший фильм о том, как английские врачи долго боролись за жизнь ребенка с нейробластомой (злокачественной опухолью нервной ткани) и в конце концов вылечили его. Ко мне подошли коллеги и спросили: почему нет фильма о нас? Ведь мы спасли не одного, а десятки таких детей. А у населения создается определенное мнение: таких тяжелых больных можно вылечить, но не в России.
Еще: в центральной газете помещена большая фотография девочки с подписью: "Требуется для лечения за границей 50 тысяч долларов". А зачем этой девочке за границу? Ведь мы ее давно вылечили, и она не нуждается в терапии. И такие случаи не столь редки. Журналист не затрудняет себя проверкой фактов, не звонит врачам, не обращается в клинику, где лежал больной, не пытается выяснить, что произошло на самом деле. Просто публикует ничем не подкрепленный материал о плохом лечении, о том, что надо послать больного за рубеж.
Нужно и можно понять больных и их родственников, которые боятся потерять близкого человека, используют все средства, все свои возможности, чтобы спасти его. Написано много работ о психологии больного и его семьи. Есть исследования, в которых показано, как меняется психика под влиянием тяжелой болезни не только у больного, но и у его близких. Их поведение, поступки не всегда адекватны происходящему.
Повторяю: понять их необходимо. Понять должен прежде всего врач. И тот, кто пишет об этом, если он действительно хочет помочь больному, а не создать во что бы то ни стало сенсацию, обязательно должен встретиться с врачом. Конечно же, и врачи не всегда правы. К сожалению, встречаются плохие врачи, как и плохие журналисты. Однако писать, что в России плохие онкологи и вылечиться можно лишь за границей, не только в высшей степени несправедливо, но и жестоко по отношению к больному. Пока собираются деньги для поездки в зарубежную клинику, опухоль растет.