Мы живем в стране парадоксальной статистики. Не успели еще усвоить, что при сокращении продажи алкоголя его потребление может увеличиваться, как новый парадокс: при уменьшении заболеваемости туберкулезом смертность от него повысилась. По данным, предоставленным комитетом Госдумы по охране здоровья и спорту, заболеваемость в 2002 году составила 82,8 на 100 тыс. населения против 87,3 в 2001-м, зато смертность достигла рекордных цифр: 21,5 на 100 тыс. Если с алкоголем все более или менее понятно - пьют левую водку, то туберкулезный парадокс можно объяснить трояко: поздним выявлением больных, когда процесс зашел уже очень далеко, недостаточностью профилактических мер или несоответствием официальных данных истинным цифрам заболеваемости. Скорее всего справедливы все три причины.
Между тем в Советском Союзе ситуация с туберкулезом была благополучной. С распадом СССР стало не до чахоточных. С 1990 по 1991 год количество больных, в том числе детей, увеличилось более чем в два раза, в полтора раза повысилась смертность от туберкулеза. Все чаще возбудители его оказывались устойчивыми к лекарствам. Бывшие советские граждане начали импортировать устойчивый к лекарствам туберкулез в западные страны. Проблема приобрела международный характер.
Главный рассадник палочки Коха - тюрьмы и лагеря. В этом году, правда, впервые там наметилась тенденция к улучшению эпидемической ситуации. Больных туберкулезом стараются выявлять в следственных изоляторах, и бацилловыделителей, прежде чем отправлять в колонии, подлечивают, чтобы они не заразили других заключенных. При этом иногда используются, так сказать, нестандартные методы: в прессе сообщалось, что тюремная администрация привлекает больных к уборке снега и к мытью полов. Начальник ГУИН генерал В.Ялунин, отвечая на вопрос журналиста, высоко оценил целебные свойства тяжелой работы на свежем воздухе.
Беженцы, бомжи - самая благоприятная почва для инфекции. Но от заражения не гарантирован никто. Однако о такой опасности мы думаем меньше всего. Плохо осведомлены о туберкулезе и врачи общей сети. Фтизиатров не хватает - выпускники медицинских институтов предпочитают другие области медицины, где есть возможность заработать и нет опасности заразиться.
Но кто-то же должен заботиться и о чахоточных. И заботятся: существенную помощь государственному здравоохранению оказывают общественные организации: Всемирная организация здравоохранения, Красный Крест, "Врачи без границ", Международная организация по миграции и многие другие.
Главный фтизиатр Минздрава академик РАМН Михаил Перельман очень высоко оценил деятельность Красного Креста. В 1998 году Российский Красный Крест и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца начали совместную программу по контролю и профилактике туберкулеза и СПИДа в 11 регионах России. Заключены соглашения о сотрудничестве с Минздравом, Главным управлением исполнения наказаний, ведущими фтизиатрическими центрами.
Работники Красного Креста занимаются просветительской работой, проводят благотворительные акции, обеспечили противотуберкулезные диспансеры бинокулярными микроскопами (кстати, один такой микроскоп стоит 900 долларов) и необходимыми реактивами для проведения анализов. Среди получивших помощь более чем 15,5 тыс. больных большинство, естественно, относились к социально незащищенным группам. 82% из них успешно закончили лечение.
Больные туберкулезом нуждаются в социальной, психологической и самой простой материальной поддержке. В пунктах Красного Креста им бесплатно раздают горячее питание, наборы продуктов, в семьях больных также распределяют продуктовые и гигиенические наборы. Работники Красного Креста приходят в места заключения к тем больным, которым предстоит через 1-2 месяца выйти на свободу, убеждают их продолжить лечение, объясняют, каким образом это лучше сделать, оказывают правовую помощь. Может быть, потому, что Красный Крест - организация негосударственная, заключенные доверяют ее работникам. Дни борьбы с туберкулезом начали проводиться в России более ста лет назад, использовались для сбора средств в пользу больных чахоткой и противотуберкулезной пропаганды и назывались Днями белой ромашки, цветок которой символизировал здоровое и чистое дыхание. В прошлом году Красный Крест возродил эту традицию.
Как бы энергично ни действовали общественные организации, они все-таки только помощники, а ключевая роль принадлежит государству. Насколько оно справляется с этой ролью, можно судить хотя бы по ситуации с жильем для больных. Право на получение его вне очереди имеют все больные с открытой формой туберкулеза, а получают реально лишь 10%.