"Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше", - говорил, кажется, Самуил Маршак. То же относится и к медицине: детей надо лечить так же, как взрослых, только лучше. Тем более младенцы в нашей стране появляются все реже - за последние 10 лет их родилось в два раза меньше, чем за предыдущее десятилетие. И лишь один из трех родился здоровым. Растут дети - растут болезни. За 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 30%, а подростков от 15 до 18 лет - на 24%. Дошкольник страдает в среднем двумя хроническими заболеваниями, подросток - тремя-четырьмя.
В последние годы стало модно повторять, что здоровье населения лишь в небольшой степени зависит от медицины, а главным образом - от социально-экономических проблем. Трудно с этим спорить. Но когда ребенок болен, рассуждать на такие темы поздно - его надо лечить.
Открывая форум "Дети и лекарства", заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Татьяна Яковлева говорила об основной составляющей медицинской помощи - возможности лечить болезнь и проводить ее профилактику современными лекарствами. И тут возникает коллизия: эффективных препаратов появляется все больше, а доступность их становится все меньше - не потому, что трудно найти, а потому, что не хватает средств купить. Цены на лекарства непрерывно растут. Страдают от этого все - от мала до велика. Но "мала" почему-то жальче - наверное, потому, что жить ему предстоит дольше и желательно, чтобы жизнь он прожил здоровым, не инвалидом - сейчас в России 617 тыс. детей-инвалидов. А жизнь 10 тыс. детей, больных онкологическими заболеваниями, напрямую зависит от того, удастся ли им попасть в клиники, где умеют лечить такие болезни, и есть ли в этих клиниках необходимые очень дорогие лекарства, а если нет, то смогут ли родители купить такие лекарства.
Рост цен на препараты вызван многими причинами, в том числе общей инфляцией, повышением платы за электричество, за коммунальные услуги. С этим трудно что-нибудь поделать. Но правительство ввело с 1 января 2002 г. 10% налог на добавленную стоимость на лекарства, обещая при этом не допустить удорожания лекарств с помощью государственного регулирования цен на них. Обещания, как всегда, не выполнены, да и не могли быть выполнены в условиях рынка, и введение НДС вызвало скачок цен на 15-20%. Члены комитета Госдумы по охране здоровья и спорту направили премьер-министру Михаилу Касьянову парламентский запрос по поводу ситуации с препаратами и в ответ получили откровенное признание, что действенных механизмов контроля за ценами на них у правительства нет.
Дороже лекарства - значит, они поступают в детские лечебные учреждения в меньших количествах и более дешевые, устаревшие и малоэффективные. Доля государства в финансировании лекарственного обеспечения сократилась с 70% в 1996 г. до 30% в 2001 г. В результате, назначая ребенку лекарства, врач исходит не из их эффективности, а из их стоимости. Очень мало специальных лекарственных форм для детей, особенно первого года жизни. Раньше для детей по рецепту врача можно было заказать порошки, микстуры, капли в аптеках, теперь аптеку, где делают лекарства, найти очень трудно: заниматься изготовлением лекарств аптекам невыгодно. Родителям приходится делить для ребенка "взрослую" таблетку на несколько частей - какая уж тут точность в дозировке.
От инфекционных болезней детей спасают прививки. Но и тут не все благополучно. Средств, выделяемых на централизованные закупки вакцин для прививок, явно недостаточно. Практически не закупается вакцина против краснухи для иммунизации женщин, и беременные, заболевшие краснухой, производят на свет детей с врожденными уродствами. Не делаются прививки против вирусных гепатитов - опаснейших болезней, грозящих инвалидностью, а то и смертельным исходом.
Проблема подделки лекарств становится все более острой. Поэтому на форуме с нетерпением ожидали, что расскажут о результатах борьбы с этим преступлением представители правоохранительных органов. Но выступления прокурора А.Швецовой и оперуполномоченного по особо важным делам криминальной милиции МВД О.Дворянкина разочаровали: это был произнесенный скороговоркой самоотчет. Среди того, что удалось уловить, неприятные новости - теперь, чтобы заподозрить фальшивку, нельзя ориентироваться на низкую цену, по которой предлагают препарат, так как подделки стали продавать по среднерыночным ценам. В 60% случаев фальсифицируются отечественные препараты, большей частью антимикробные. Действующее вещество лекарства все чаще заменяют каким-нибудь дешевым компонентом, например в антибиотике сумамед при исследовании вместо действующего вещества обнаружен стрептоцид. Странно было слышать от работника криминальной милиции, что главные надежды возлагаются на фармакологическую инспекцию. Ведь подделка лекарств - уголовное преступление, а борьба с преступлениями как будто считается прямой обязанностью органов правопорядка, а не подразделений Минздрава. До сих пор за подобное преступление никто всерьез не наказан. Нарастает вал фальсификатов - растут вокруг Москвы дворцы, выстроенные на сверхдоходы от этой выгодной деятельности. Результат "борьбы" с изготовлением подделок - гора отчетов, инструкций и постановлений. Никто не знает хотя бы приблизительных объемов фальсификации лекарств - цифры у всех разные. И уж совсем неизвестно, сколько больных, в первую очередь детей, пострадало, а может быть, и погибло по этой причине.
Но есть явление, приносящее вред еще больший, чем подделки лекарств, вред массовый. Это бесконтрольная медицинская реклама, на которую в своем выступлении призвала обратить серьезное внимание Татьяна Яковлева. Реклама - неизбежное зло. Приходится ее терпеть. Как известно, за содержание рекламных материалов средство массовой информации ответственности не несет. Бывает, поддавшись широковещательным заявлениям, человек покупает недоброкачественную вещь. Пылесос через неделю начинает нагнетать пыль, ботинки разваливаются, духи оказываются не из Парижа, а из Малаховки. Жалко денег и вообще обидно оказаться в дураках. Но медицинская реклама - явление особое. Здесь можно потерять не только деньги, но и здоровье. Поэтому во всех странах существуют законы, регламентирующие рекламу медикаментов.
Например, на территории стран Европейского союза запрещается использовать в рекламе образ медиков, давать информацию об обязательном положительном эффекте, наступающем после приема лекарства, а также сравнивать действие препаратов одного назначения, ориентировать рекламу непосредственно на детскую аудиторию.
Государственной Думой РФ еще в 1999 г. был принят Закон "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств". Однако через 6 дней Совет Федерации отклонил его, направив в согласительную комиссию, которой этот закон был благополучно снят "с целью сохранения единства рекламного законодательства". Единство рекламного пространства сохранили - и все то, что запрещено в цивилизованных странах, заботящихся о здоровье своего населения, в частности детского, с утра до вечера прокатывают по каждому телевизионному каналу.
Любить детей - это престижно. Каждый человек власти норовит запечатлеть себя с ребенком на руках (не своим, разумеется, а "народным"). Но вот доходит до дела - и что же оказывается? В конце июля должна быть принята федеральная программа "Здоровый ребенок". На нее выделено 150 млн. рублей. Если разделить на всех российских детей (ведь все должны быть здоровы), получается по 5 (пять!) рублей на одну ребячью голову. Гуляйте, Тани и Вани, и ни в чем себе не отказывайте.