Битва за сохранение налоговых льгот на лекарства, которая велась весь прошлый год, как известно, кончилась победой правительства, то есть с 1 января 2002 г. введена 10-процентная ставка налога на добавленную стоимость на все препараты, в том числе важнейшие и жизненно необходимые. Выступая на обсуждении этого закона в Государственной Думе, председатель комитета по охране здоровья и спорту Николай Герасименко предупреждал, что цены на медикаменты вырастут не на 10%, а гораздо больше. Он говорил, что даже в богатых странах самая большая ставка НДС - 6%. Возражая ему, заместитель министра финансов С.Д. Шаталов утверждал, что цены не изменятся, так как цена диктуется рынком, просто те, кто получает на лекарствах сверхприбыли, получат немного меньше. Как ни странно, эту позицию поддержал тогда один из тех, кто как раз и имеет сверхприбыли на медикаментах, - фармацевтический барон и депутат Госдумы Владимир Брынцалов: "Введение 10-процентной надбавки абсолютно выгодно для российских производителей".
Получилось, как всегда: такие деятели, как Брынцалов, видимо, действительно сумели извлечь из создавшейся ситуации большую выгоду, а заплатили за это люди, нуждающиеся в лекарствах. С введением НДС резко повысились цены на медикаменты во всех регионах России. Как показал оперативный анализ, проведенный Минздравом России в 49 субъектах Федерации, уже в январе розничные цены на препараты в среднем выросли на 12,1%, оптовые - на 11,5%, а в некоторых местах - гораздо больше: например, в Сахалинской области розничные цены увеличились на 30-40%, в Читинской области оптовые цены - на 20-35%. В аптеках Москвы с декабря 2001 по март 2002 г. стоимость но-шпы выросла с 97 до 115 рублей, ципролета - со 102 до 126 рублей, трентала - со 110 до 150 рублей, эссенциале - со 156 до 192 рублей, кавинтона - со 127 до 160 рублей, сульгина - с 1 рубля 92 копеек до 3 рублей 54 копеек. Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен на препараты.
Положение с медикаментами в связи с введением НДС обсуждалось 3 июня на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Предварительно комитет по охране здоровья и спорту разработал и направил в субъекты Российской Федерации анкету. Ответы на нее поступили из 62 регионов. Ассортимент лекарств в аптеках кардинально не изменился, однако спрос на дорогостоящие препараты снизился. Уменьшились закупки медикаментов не только населением, но и медицинскими учреждениями. Например, в Ульяновской области денежных средств хватает на приобретение только 40% медикаментов, необходимых для лечебных учреждений, в Республике Марий Эл - только 51%, в Омской области - на 61%, в Бурятии - на 55%. Становится нормой, что больные покупают лекарства, чтобы лечиться ими в стационарах. В Москве 30% пациентов, находящихся в больницах, сами приносят лекарства.
Лекарства - вещь, жизненно необходимая, учитывая плохое состояние здоровья народа, потребность в них могла только увеличиться. Падение спроса на препараты означает, что больные не могут покупать их, даже отказывая себе в продуктах питания.
К сожалению, в Государственной Думе при рассмотрении законопроектов не учитывают их возможных отрицательных социальных последствий (может быть, потому что на депутатов эти последствия не распространяются). Комитет по охране здоровья и спорту собирается предпринять еще одну попытку отменить налог на добавленную стоимость на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Как говорится, флаг ему в руки.