В советские времена вопроса о цене лекарств не существовало. Аспирин, анальгин, карболен стоили копейки. Проблемы начинались, когда поражала серьезная болезнь и требовалось раздобыть иностранный препарат. Порой это был вопрос жизни и смерти.
В 70-80-е годы начался дефицит лекарств. Врачам под страхом административных воздействий разрешалось выписывать только те препараты, которые были в наличии в аптеке данного микрорайона. Иногда удавалось умолить доктора хотя бы назвать лекарство, которое поможет, и пациент начинал хождение по мукам.
Игорь Рудинский, генеральный директор дистрибьюторской компании "СИА Интернэшнл", вспоминает, как приходилось покупать мазь феналгон от радикулита у вернувшихся с гастролей балерин Большого театра или индийский препарат "Лиф-52", считавшийся в те годы почти панацеей, у уборщицы из здания на Старой площади, имевшей доступ к тамошней аптеке. "Сегодня, - говорит Рудинский, - таких проблем не существует. Да, лекарства дороги, да, они труднодоступны малообеспеченным слоям населения, они не дотируются государством, на них не распространяется страхование, но по крайней мере они есть. Купить их можно практически в любом уголке страны. И это, пожалуй, главное достижение прошедшего десятилетия - десятилетия формирования фармацевтического рынка России".
Государство, не справившееся с лекарственным обеспечением населения и вынужденное отдать его в частные руки, пытается оказывать влияние на процесс ценообразования, прибегая к привычным командно-административным методам, которые давно себя скомпрометировали и не действуют в условиях рынка.
Никто не станет работать себе в убыток. Это относится и к производителям, и к дистрибьюторам медикаментов, и к аптекам. Лекарства - товар особый. За лекарствами приходят каждый день. И те, кто продает их, заинтересованы в том, чтобы продажи происходили непрерывно. Тут своя стратегия и тактика. По мнению Игоря Рудинского, основное - сеть сбыта. Прежде чем препарат производить, следует выяснить, сколько его нужно произвести и куда потом реализовать. Должны быть тесные связи между дистрибьюторскими компаниями и аптеками, теми аптеками, которые уже действуют, к которым привыкло население. Очевидно, такая стратегия оказалась правильной. В 1993 г. в "СИА Интернэшнл" работали 11 человек, сейчас - 6 тыс. С 1997 г. компания смогла себе позволить проводить в Северном округе столицы льготное обеспечение лекарствами некоторых категорий населения. С 1999 г. система льготного обеспечения была распространена на всю Москву, а сейчас и на некоторые регионы. 115 аптек работают с "СИА Интернэшнл" на договоре комиссии. Все эти проекты оказались удачными. В условиях конкуренции важно хотя бы немного снизить цены на свои товары. С этой целью используются разные пути: специально оборудованный склад - настоящий производственный комплекс, электронная система заказов, продажа препаратов больницам в больших упаковках.
Для пациентов безразлично, где произведено лекарство, кто его привез, для него главное, чтобы оно было хорошим и доступным по цене. Трудно себе представить человека, который из патриотических соображений пользуется заведомо малоэффективным, плохо очищенным, но зато отечественным препаратом. Конечно, создание мощной отечественной фармацевтической промышленности, выпускающей высококачественные современные медикаменты, было бы лучшим решением лекарственной проблемы. Но в обозримом будущем это малореально. Вряд ли может служить выходом из положения и совет министра здравоохранения поменьше употреблять лекарства, поскольку от них больше вреда, чем пользы. Как бы, следуя такому совету, одновременно не уменьшить и без того уменьшающееся население. В маленькой Швеции принимают лекарств столько же, сколько в огромной России. И ведь здоровый народ шведы.