В статье 41 Конституции Российской Федерации декларируется, что каждый гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Декларация красивая, реальность гораздо непригляднее - объемы бесплатной помощи сжимаются, как шагреневая кожа. Но все-таки самую примитивную помощь оказать обязаны, однако лишь в том случае, если у вас есть полис обязательного медицинского страхования. В чем смысл такого страхования, понимают, наверное, только работники страховых компаний, обычный же обыватель знает лишь, что полис - бумажка, без которой лечить не будут.
А что делать тому, у кого не только этой, но и вообще никакой бумажки нет? Как сказал поэт Илья Москвин:
Дни и ночи протекают, как на транспорте,
Снег и дождик проникают до белья,
Если б не было прописки в паспорте,
Огорчился бы очень я.
А если нет не только прописки, существующей ныне под псевдонимом регистрации, но и самого паспорта, нет жилья, совсем ничего нет - "яко наг - яко благ", тогда как?
По оценкам Института социально-экономических проблем РАН, в России сейчас свыше 4 млн. бездомных, от 3 до 5 млн. беспризорных детей. В Москве в 1992 г. было 30 тыс. бомжей, в 2002 г. их 100 тыс. Прошлой зимой от холода на столичных улицах умерли 430 человек, из которых 90% составляли бездомные. Машины "скорой помощи" за прошедший год подобрали на улицах Москвы 806 умерших бездомных. Наверное, умерли после болезни, и необязательно смертельной. Если полноправному москвичу получить медицинскую помощь нелегко, то те, кто выброшен на социальное дно, практически лишены ее вовсе. Хотя в соответствии с приказом московского департамента здравоохранения # 535 они теоретически могут обращаться в поликлиники, но реально этот приказ не выполняется. Грязный, вонючий бомж вызывает отвращение, страх заразиться, и денег на такую деятельность здравоохранению не отпускают. Да и сами бездомные, нищие и беспризорники, как бы ни были больны, не торопятся к медикам, не верят, что им захотят помочь.
Черствы мы стали и бессердечны. К лежащему на земле человеку, особенно если на нем рваная и чем-то вымазанная одежда, подойдет далеко не каждый. Свои дела торопят, да и страшно: вдруг какая-то разборка. Бескорыстные чудаки вывелись в нашем обществе. Смешно рассчитывать на филантропию новых русских. Филантропия - по-гречески человеколюбие, а чтобы пробиться к богатству, им надо было, наоборот, растолкать и затоптать людей. Так что нет у нас собственных благотворительных организаций.
О здоровье людей, оказавшихся на дне, проявляет реальную заботу пока что главным образом только международная организация "Врачи без границ". В нашей стране, тогда еще Советском Союзе, она появилась в 1988 г., чтобы помочь жертвам землетрясения в Армении.
В Москве "Врачи без границ" работают уже 10 лет. Они отыскивают больных бомжей, проводят медицинские консультации первой помощи на вокзалах. При поддержке столичной санэпидслужбы в диспансере, расположенном в здании станции дезинфекции # 1 (Красногвардейский бульвар, 17), шесть дней в неделю с 9.00 до 7.00 бригада, состоящая из врачей, медсестер и социальных работников, лечит, делает прививки против дифтерии и столбняка, при необходимости связывается с больницами и службами "Скорой помощи". На одного врача приходится в зависимости от времени года от 50 до 100 пациентов. У большинства из них не инфекционные заболевания, как можно было бы предположить, а трофические язвы и инфицированные раны, ожоги. Ведь эти люди весь день проводят на открытом воздухе, под дождем и снегом, лишены какой бы то ни было медицинской помощи, в результате пустяковые нарушения вырастают в серьезную патологию и иногда даже приводят к инвалидности.
Социальные работники "Врачей без границ" разъясняют своим бездомным пациентам их права на жилье, на пенсию и т.д., направляют туда, где они могут получить еду, одежду, бесплатную юридическую консультацию.
В Петербурге, где в отличие от Москвы у "Врачей без границ" есть российский партнер - неправительственная организация "Ночлежка", деятельность оказалась более плодотворной. В мае 1999 г. петербургская Боткинская больница открыла Медицинский центр для бездомных - первый такой центр в России. "Врачи без границ" решили поэтому свернуть свою работу в Северной столице, но перед уходом при финансовой поддержке датского правительства полностью переоборудовали единственную петербургскую дезинфекционную станцию.
Главное в санитарной проблеме бездомных - доступ к соблюдению элементарной гигиены. В 1994 г. Московская санэпидслужба разрешила бездомным бесплатное посещение трех санпропускников: здесь люди, страдающие от вшивости и/или чесотки могут пройти санобработку и вымыться в душе, в то время как их одежда дезинфицируется (но не стирается). Результат - число страдающих вшивостью и чесоткой уменьшилось в 6 раз.
В Москве с 1996 г. открыто 6 ночлежек - так называемых домов ночного пребывания на 1500 коек. Пребывание в таких домах дает право на временную регистрацию и тем самым доступ к муниципальным поликлиникам, пенсиям и другим хоть и скудным, но все-таки социальным благам.
Завершается строительство у Курского вокзала Центра медицинской и социальной помощи бездомным. К зиме он должен открыть свои двери и в отличие от других муниципальных учреждений будет доступен и для тех, у кого нет регистрации в столице.
Проблема бездомности не криминальная, а социальная. Это результат наших бесчеловечных реформ. Волны приватизации и мошенничества с жильем в начале и середине 90-х годов, то, что называется у нас бизнесом, привели к потере рабочих мест и жилья тысячами людей, закончивших свой путь на улице.
По русской пословице - от тюрьмы, да от сумы не зарекайся. От бездомности тоже. Этот колокол звонит по каждому.