Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа создавался в первую очередь для работы с детьми-инвалидами до семи лет. Но вскоре выяснилось, что оказываемая здесь помощь нужна не столько самому ребенку, который по воле судьбы родился не таким, как все, сколько его родителям.
Согласно статистике, 80% семей, которые не отказались от ребенка-инвалида, распадаются - мужчины не выдерживают свалившегося на них несчастья и уходят. Женщины вынуждены в одиночку тянуть этот крест, стыдясь не только вывести ребенка погулять в свой двор, но и вообще рассказывать знакомым о том, что он болен. Для того чтобы ухаживать за ним, многие вынуждены уволиться с работы и жить только на пособие, которое сейчас в Москве составляет чуть больше 1000 рублей.
Но процент разводов среди тех родителей, чьи дети занимаются в психолого-медико-социальном центре, в 3-4 раза меньше. "Родители видят успехи своих детей, они видят, что все равно осуществляется развитие, и это благотворно сказывается на климате в семье", - так объясняет эту закономерность директор центра Валерий Ярыгин.
Сотрудники центра, который относится к столичному комитету образования, бесплатно занимаются со всеми детьми своего округа, чьи родители обратились к ним за помощью. А детей сюда приводят в основном очень сложных - с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, аутизмом, слепотой.
Помимо консультаций сотрудники центра проводят занятия в адаптационных группах. В небольшой комнате идет занятие в одной из самых сложных групп - два маленьких мальчика и девочка имеют и интеллектуальные нарушения, и двигательные. Они не говорят и довольно плохо ходят. Занятие выглядит необычно - сначала матери вслух читают простенькие стихотворения, а дети производят несложные движения. Потом дается небольшое время на отдых: дети пытаются при помощи матерей собирать пирамидки или рисуют линии на доске. Неожиданно девочка начинает плакать, глядя на нее, начинает плакать и мальчик. Взрослые долго не могут понять, что так расстроило девочку, пока она не принесла им пустую чашку. Тогда только стало ясно, что она хочет пить.
"В этой группе вначале идет обучение элементарным вещам: надо сделать так, чтобы они научились привыкать к другой обстановке, к другим взрослым, детям, - говорит Валерий Ярыгин. - Мы учим формам взаимодействия с другими детьми, игре. В основном все, что у нас делается, это обучение игре, сосредоточению, каким-то элементарным навыкам. Насколько развитие ребенка будет успешно, зависит от очень многих факторов. Но тем не менее 50% наших детей поступают в специализированные сады, а, значит, их мамы получают возможность пойти работать. До появления программы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями они впервые попадали на специальную комиссию, на которой определялся их жизненный маршрут, в 4-5 лет. И многие вещи, связанные с развитием, упускались, потому что чем раньше будет оказываться помощь, тем более высоких результатов можно достичь. Хотя, конечно, вылечить совсем их невозможно..."
В другой группе, которая занимается в это же время, 15 детей - и у всех разные нарушения. Есть дети с двигательными нарушениями, и среди них один мальчик, который передвигается по ковру ползком - он не может ходить и, как говорят врачи, не сможет никогда. А есть дети с так называемыми эмоциональными нарушениями. Интеллект у них на нормальном уровне, но они не могут общаться с чужими людьми и расстраиваются, когда попадают в незнакомую обстановку. Здесь их готовят к поступлению в обычный детский сад. Сначала они приходят в пустую игровую комнату вдвоем с матерью, потом их знакомят с одним ребенком, с двумя, тремя... Где-то через полгода или через год их уже можно вводить в группу.
Детей в этой группе обучают всем тем же вещам, что и в обычном детском саду, но только делается это по специальной методике. Комната наполнена огромным количеством разных вещей - здесь есть и часы, и сосновые шишки, и карточки с буквами и цифрами, с которыми дети увлеченно играют.
Валерий Ярыгин говорит, что сейчас перед ребенком, родившимся инвалидом, открываются гораздо лучшие перспективы, чем раньше: таких центров, как этот, в Москве уже 31. Есть школы, специализирующиеся на надомном обучении, и существуют организации, которые проводят праздники для людей с нарушенным интеллектом, и даже для имбицилов и людей с болезнью Дауна, которые очень плохо поддаются обучению, сейчас пытаются создавать рабочие места.