Жизнь человека конечна. Как говорится, летальность стопроцентная. Наверно, поэтому очень глубоко, на уровне подсознания, у людей заложена потребность оставить свой след в мире. Это один из самых сильных стимулов к творчеству. Делать великие открытия, создавать нетленные произведения искусства - редкий дар. Но почти каждый смертный, может быть, как раз в качестве компенсации смертности, наделен способностью к высочайшему творческому акту - продолжению своей жизни в потомстве.
Трудно представить себе большую трагедию для родителей, чем потеря ребенка. Совсем недавно прелюдией к такой трагедии, к пытке ожидания неизбежного был диагноз онкологического заболевания. Этот страшный диагноз ежегодно ставится 3 тыс. детей. В половине случаев - рак крови. 40 лет назад ребенок, заболевший лейкозом, был обречен. Максимум, что удавалось, да и то у единиц, - протянуть жизнь на 3-5 лет. Но медицинская наука не стоит на месте. Одно из самых ярких достижений ее в ушедшем веке - прорыв в детской онкогематологии. В конце
80-х годов в России выживало в лучшем случае 10% детей с острыми лейкозами, сейчас - более 70%.
В Морозовской городской детской клинической больнице в Москве детей с гематологическими и онкогематологическими заболеваниями начали лечить 40 лет назад. В течение 15 лет это было единственное место в СССР, где специалисты пытались хоть как-то бороться с болезнями крови у детей. Сейчас в России детские онкогематологические центры есть во многих крупных городах - от Калининграда до Владивостока. Но отделение Морозовской больницы по-прежнему занимает одно из ведущих мест. С 1991 г. маленьким пациентам с острым лейкозом проводятся современные программы лечения. Сегодня с их помощью можно добиться выздоровления более 70% пациентов с острым лимфобластным лейкозом, 40% - с острым нелимфобластным лейкозом и 50% со сверхтяжелой апластической анемией.
Для достижения таких результатов необходимы диагностические и лечебные мероприятия высокой стоимости, использование сложного оборудования, очень дорогих реактивов, противоопухолевых препаратов, последнего поколения противомикробных, противовирусных и противогрибковых антибиотиков, компонентов крови, иммуноглобулинов. В нашей стране расходы на лечение одного ребенка с острым лейкозом составляет 5-10 тыс. долларов, операция по трансплантации костного мозга - 50 тыс. долларов. Набор типового оборудования для стандартного отделения детской онкогематологии стоит 746,5 тыс. долларов. Даже в богатых странах этот раздел здравоохранения финансируется государством лишь частично, а до 80% поступает в виде благотворительной помощи. Морозовской больнице помогает Внешэкономбанк, который третий год проводит для детей с болезнями крови благотворительную программу "Мир без слез". Дважды в год больница получает от Внешэкономбанка средства на покупку оборудования и расходных материалов, обслуживание и ремонт техники.
Известные слова Достоевского о том, что весь мир не стоит слезинки ребенка, любят повторять многие. Гораздо меньше тех, кто старается не допустить этих горьких слез.