- ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА, после апокалиптического разрушения башен-"близнецов" в Нью-Йорке и особенно после того, как в США появились случаи сибирской язвы, в мире, и в первую очередь, естественно, в Америке, началась паника. Пока заболели всего несколько человек, паника же охватила тысячи, так что скорее началась эпидемия не сибирской язвы, а паники. Могут ли такие события вызвать нервное расстройство, которое так и называется - панические атаки?
- Большинство людей хотя бы раз в жизни в определенных обстоятельствах переживали драматический феномен, обозначаемый как паническая атака. Сильный испуг, порожденный внезапной опасностью, - и прошибает пот, сердце начинает биться, кажется, во всем теле, даже в пятках (отсюда выражение "сердце ушло в пятки"), не хватает воздуха, перехватывает горло; когда опасность миновала - сотрясает озноб, возникает потребность бежать в туалет. Все это проявления паники. Само слово произошло от имени древнегреческого бога стад, лесов и полей Пана. В мифах рассказывается, что козлоногий, покрытый шерстью Пан появлялся внезапно и повергал человека в такой стихийный, беспричинный ужас, что он опрометью бросался бежать, не разбирая дороги, через горы, по краю пропасти, не соображая, что само бегство может грозить гибелью. Понятно, когда паническое состояние возникает в ситуации угрозы. Но если оно появляется без причин и имеет тенденцию повторяться через определенные промежутки времени, то это уже болезнь.
- Она может возникнуть после событий, подобных тем, что сейчас происходят в США?
- Любое угрожающее событие может быть разрешающим моментом. Но для развития панического расстройства этого недостаточно. Психические воздействия, эмоциональный стресс взаимодействуют с индивидуальными генетическими, врожденными и приобретенными особенностями индивида. И тогда уже безо всяких причин - что называется, среди ясного неба - внезапно возникают некоторые из таких неприятных явлений, как одышка, пульсация в теле, боль или дискомфорт в области сердца, удушье, головокружения с потерей устойчивости, онемение в руках и ногах, чувство нереальности происходящего, волны жара или холода, потливость, "медвежья болезнь", чувство страха, боязнь сойти с ума, совершить неуместный поступок. Может повыситься артериальное давление, подняться температура, начаться рвота.
Во время первых приступов больные испытывают безотчетный панический абстрактный страх смерти. После того как несколько приступов заканчиваются благополучно, страх смерти уменьшается, но нередко начинает мучить боязнь, что в момент приступа может случиться инсульт, инфаркт, особенно если от этих катастроф умер кто-то из близких.
- И действительно бывали такие случаи?
- Как раз нет. Давление порой поднималось до очень высоких цифр, но инсульта не развивалось никогда. После окончания приступа давление возвращалось к норме. Сердечные симптомы вынуждают опасаться инфаркта. Бывает страх потерять сознание, сойти с ума. Некоторые говорят, что испытывают чувство внутреннего напряжения, как будто что-то вдруг взрывается изнутри, другие впадают в подавленность, слезливость, третьи, наоборот, в ничем не мотивированную агрессию, раздражение по отношению к своим близким, иногда такое сильное, что приходится уединяться, чтобы не нагрубить или даже не ударить кого-то. Порой во время приступа бывают еще более пугающие симптомы: язык немеет до такой степени, что больной практически теряет речь, ослабевают рука или нога или вся половина тела. Могут начаться судороги в конечностях. Некоторые пациенты жалуются, что на какой-то период утрачивают зрение или слух, другие теряют сознание. Такие симптомы наблюдаются при опасных неврологических заболеваниях - инсульте, эпилепсии, однако при панических атаках это лишь их маски.
После первых приступов у больного возникает страх их повторения. Если приступ возник в период засыпания, то уже само по себе приближение времени сна пугает, и, естественно, нарушается сон. Если приступ застал больного в метро, то, уже подходя к эскалатору, он испытывает тревогу и в конце концов перестает пользоваться метро. Страх повторного приступа, страх остаться без помощи формируют ограничительное поведение, то, что называется агорафобией (от греческого "агора" - рыночная площадь, пространство, открытое со всех сторон). Иногда ситуация становится просто нелепой: например, взрослая рассудительная женщина боится одна ходить по улицам, а со своим восьмилетним ребенком не боится.
- Вы сказали - со своим ребенком. В каком же возрасте чаще страдают паническими атаками?
- В основном в молодом. Средний возраст больных - 30 лет. Женщин в два раза больше, чем мужчин. Большинство таких больных обращаются к невропатологам, терапевтам, эндокринологам, даже к гинекологам. Они стесняются рассказывать о своих страхах и жалуются, допустим, на повышение давления. Отчего это произошло, остается неизвестным, терапевт назначает снижающие давление препараты, которые не помогают, и больной начинает безуспешно ходить от врача к врачу.
- Но первый приступ вызван психологическим потрясением?
- Психологические факторы тесно связаны с биологическими, генетическими - нередко родители больных страдали паническими атаками (причем в том же возрасте) или проявляли повышенную тревогу, повышенную заботу о своем здоровье. Что касается психологических факторов, то часто корни их в детстве, когда человек учится преодолевать стресс. Здесь выделяют четыре ситуации, предрасполагающие в будущем возникновение панических атак. Первая - когда маленький ребенок становится свидетелем драматических событий (например, пьяный отец бьет мать, угрожает ей). Это для его психики то же, что сейчас для американцев катастрофа 11 сентября или угроза биологической войны. Вторая ситуация - когда ребенок не получает достаточно любви. Это так называемый бесчувственный контроль. Все есть: привилегированная школа, машина, деньги, но нет рядом родителей, нет любви. Такой человек постоянно уязвлен. Он все время во всех отношениях пытается привязать к себе людей, пытается компенсировать то, что не получил в детстве. Эти отношения ущербны в дальнейшем.
- Наверно, такие случаи встречаются у детей новых русских?
- Часто. Третья ситуация называется обученной беспомощностью: родители находятся в конфликте между собой, и ребенок все время безуспешно пытается их примирить. Этот стереотип невозможности разрешить конфликт его и воспитывает. Четвертая ситуация - когда тренируется тревога: родители тревожные, ребенку говорят: туда не ходи, здесь опасно, этого лучше не делай, и так далее.
- Тоже очень современная ситуация. Теперь детей провожают в школу и встречают из школы чуть ли не до совершеннолетия.
- Да. Это и обученная, и наследуемая тревожность. И когда такие дети вырастают, у них избыточная тревожность по отношению ко всем проявлениям жизни (плохо с кем-то поговорил, изжога непонятно от чего появилась и так далее). Этот постоянный уровень тревоги во взрослом состоянии, неумение справляться со стрессами, остаточные следы пережитых в детстве драм никуда не уходят. Потом, когда, казалось бы, все благополучно, закончен институт, хорошая работа, удачный брак, годам к 30 наступает первый этап подведения итогов, человек задумывается: "Кто я? Состоялся ли я? Тот ли у меня муж (или жена)?" Очень часто в этот период начинаются разные коллизии (любовники, разводы и так далее). Эти неосознанные внутренние конфликты наслаиваются на багаж, который человек несет с детства, и возникает первая паническая атака, причина которой больному непонятна. Есть, как я говорила, факторы предрасполагающие и факторы разрешающие. И разрешающим фактором вполне может служить тревожное сообщение о приходящих по почте конвертах со спорами сибирской язвы. Пусковым механизмом могут являться любые чрезвычайные события, потому что человеку свойственно проецировать их на свою жизнь. В такие периоды обостряется чувство тревоги, а у тех, у кого уже подготовлена почва, они становятся последней каплей, запускающей паническую болезнь.
- Корни предрасположенности к ней только в детстве?
- И в детстве, и в несостоявшейся судьбе, в невозможности себя реализовать. Среди моих пациентов были жены богатых людей, которых мужья заставляли бросить работу и сидеть дома с ребенком, в то время как по складу своего характера, по личностным особенностям эти женщины были социально деятельны. Периоды после родов биологически способствуют вегетативной дизрегуляции, и развивается паническая атака. Другой случай - женщина, не выносящая лжи, живет с изменяющим ей мужем, вынуждена терпеть ради детей. У мужчин нередко первый приступ бывает спровоцирован алкогольными эксцессами, причем как раз не у алкоголиков, а у их детей.
- Как бороться с паническими атаками и вообще возможно ли это? Может быть, можно самому купировать приступ паники?
- Люди, у которых редкие приступы (допустим, раз в год), как правило, к врачам не приходят. Беда в том, что один приступ вызывает страх другого, а страх провоцирует приступ. Возникает порочный круг. Больные боятся приступов и лечат приступ. Один считает, что у него гипертония, и принимает снижающие давление препараты, другой считает, что это сердце, и пьет валокордин, третий считает, что это нервы, и глотает седуксен. А помогает все, даже если больному дать соду. Эти приступы не вызывают ни сердечных катастроф, ни инсультов. Ни один больной во время приступа не умирал. Паническую болезнь должен лечить специалист. Раньше она считалась неизлечимой, а теперь это возможно. Путей лечения два. Первый - психотерапия. Это самое эффективное, лучше всяких таблеток. Второй - лекарственное лечение. Основная задача лекарств - разорвать порочный круг, не погасить приступ, а ликвидировать страх ожидания приступа. Такие препараты известны давно - это средства группы антидепрессантов. Но все дело в том, что применявшиеся антидепрессанты трициклического ряда (милипромин, амитриптилин) давали много побочных эффектов. Десять лет назад была синтезирована группа лекарств, увеличивающих содержание серотонина. Это позволяет оборвать у больного страх ожидания приступа. Но не все они действуют на серотонин избирательно: одни могут одновременно повысить вес, другие противопоказаны больным глаукомой, третьи снижают потенцию, четвертые оказывают седативное действие, поэтому человеку, принимающему их, нельзя водить машину. Минимальное количество побочных эффектов по современным исследованиям имеет ципрамил. Он не снижает потенции, не рассеивает внимание, не повышает вес, наиболее избирательно действует на серотонин. Общее достоинство этой группы лекарств - то, что они сочетаются с большинством препаратов, которые назначают при различных соматических заболеваниях.
- Панические атаки всегда возникают у людей молодого возраста?
- Чаще всего. Бывает и в 14 лет, и в 50. После 60 очень редко, но если возникают, то это значит, что этот 60-летний или 70-летний человек (у меня были такие пациенты) интеллектуально, физически, эмоционально и сексуально сохранен.
- Может быть, дело в том, что в молодом возрасте больше тревожат такие вещи, как карьера, продвижение по службе, любовные приключения?
- Для мужчин играют большую роль профессиональные проблемы, карьера, а для женщин, несмотря на нынешнюю эмансипацию, личная жизнь. Вообще врачи должны знать, какие стрессы к чему приводят. Например, панические атаки развиваются в ситуации угрозы, а депрессии - в ситуации утраты.
- А общественный стресс к чему может привести? Такой, как у нас в 1991 году, в 1993 году, как сейчас в США?
- Это чрезвычайные стрессы, стрессы прямой угрозы жизни. Чрезвычайные стрессы у всех вызывают реакции паники, которые очень похожи на то, что происходит при панической атаке. Потом врачи наблюдали "хвосты" этих событий. Кто-то отреагировал усилением страха, стал бояться выходить на улицу, кто-то - обострением межличностной агрессии, кто-то впал в депрессию. Главное - фактор внезапности. Начала американских бомбардировок Афганистана мир ждал много дней, и это не послужило поводом для паники. А когда по телевизору показали, как самолеты врезаются в здания Всемирного торгового центра, как люди падают из окон, да еще была прямая трансляция, у нас некоторые рыдали перед телевизором, а некоторые собирались бежать за город, потому что у них было полное ощущение, что то же самое может начаться в Москве.
- Это тоже паническая атака?
- Нет. Это естественная паника. Есть такое понятие - чрезвычайный стресс. Он имеет свои фазы, свои особенности развития, свои последствия. Последние события именно чрезвычайные, непредсказуемые, они несовместимы с нашими представлениями о жизни, о быте.