НОБЕЛЕВСКАЯ премия за 2001 г. в области медицины и физиологии присуждена за работы, имеющие огромное значение для онкологии. Премию, составляющую в этом году около 1 млн. долларов, разделят американец Ли Хартвелл, профессор университета в Сиэтле, и британские ученые - сэр Пол Нэрс, генеральный директор Имперского ракового исследовательского фонда, и Тим Хант, сотрудник лаборатории контроля клеточного цикла, - сделавшие основополагающие открытия в области развития клеточного цикла на молекулярном уровне. Объявляя о принятом решении, представитель Нобелевского комитета заявил, что эти открытия могут применяться для ранней диагностики злокачественных опухолей и разработки лечения рака.
Новые лауреаты посвятили многие годы исследованию сложных биохимических связей внутри животных и растительных клеток. Они выявили и проанализировали функции нескольких белков (протеинов), которые осуществляют воспроизводство живых клеток. Злокачественные опухоли всегда появляются там, где нарушается нормальный процесс размножения клеток и клетки продолжают неудержимо размножаться, вызывая гибель ткани, органа и в конечном итоге всего организма. Понятно, насколько важны открытия трех ученых для онкологии. Кроме онкологии познание механизма клеточного размножения имеет огромное значение и для других областей медицины. Многие специалисты полагают, что открытие механизма белковых процессов в клетке сегодня не менее важно, чем расшифровка генетического кода человека.
Мы попросили прокомментировать решение Нобелевского комитета генерального директора Онкологического научного центра имени Блохина профессора Михаила Давыдова. Вот что он сказал нашему корреспонденту.
- Работы Хартвелла, Нэрса и Ханта имеют колоссальное значение для перспектив создания новых онкологических лекарственных средств, которые будут влиять конкретно на этапы клеточного цикла злокачественных новообразований. Открытие молекул, регулирующих процесс развития клеток живых организмов, позволяет работать над созданием препаратов, которые способны действовать не только на сами клетки, но даже на отдельные звенья клеточного цикла. Это является современным ключевым подходом к развитию новой стратегии онкофармакологии. Однако не следует ждать немедленных практических результатов. Разработка препаратов - процесс длительный. Он проходит много стадий: сначала создание активно действующего вещества, затем экспериментальная проверка его, наконец, продолжительные испытания в клинических условиях. Потребуется не менее 10 лет. И я не думаю, что это будет универсальное средство, с помощью которого можно будет лечить все злокачественные опухоли. Дело в том, что злокачественная опухоль - понятие собирательное. Таких опухолей существует колоссальное количество. Они разного происхождения и по-разному себя ведут. Поэтому рассчитывать на какую-то панацею не приходится. Нобелевскими лауреатами этого года открыт конкретный механизм, который позволяет вмешиваться в определенные этапы клеточного цикла. Они открыли молекулы, которые регулируют процессы развития клеток в живых организмах. Это, по сути, может оказаться конкретным путем к познанию механизма жизни клеток, что само по себе принципиально важно, но вовсе не дает гарантии создания в ближайшее время лекарств, действующих на опухоль. Принципиальные открытия и прорывы возможны лишь в сфере фундаментальных наук. Над этой проблемой работают не только зарубежные, но и отечественные ученые, в частности, академик Г.И. Абелев, профессор А.Г. Татосян, которые достигли больших успехов.