0
1602
Газета Здоровье Интернет-версия

09.10.2001 00:00:00

Пациент имеет право...

Александр Саверский

Об авторе: Александр Саверский - президент "Лиги пациентов".

Тэги: медицинское, страхование


СОЗДАНИЕ в России в начале 90-х годов системы обязательного и добровольного медицинского страхования наделило пациента рядом гарантий и прав. Однако механизм защиты этих прав отсутствует.

В развитых странах пациент, обладающий реальными правами, может эффективно влиять на систему здравоохранения и ее развитие. Именно он как наиболее заинтересованная сторона способен требовать и снижения себестоимости медицинских услуг при сохранении или даже улучшении их качества, и вмешиваться в систему организации системы здравоохранения, порождая в ней конкурентную борьбу за свои деньги, и стимулировать развитие науки, обеспечивающей создание новых технологий.

Российское государство, объявив себя одновременно заказчиком, исполнителем и контролером медицинских программ через различные государственные или окологосударственные структуры, не может эффективно реагировать на запросы пациента, не предоставив ему реального, а не декларативного права активно влиять на систему медицинского обеспечения извне. Все законы и нормативные акты, касающиеся работы здравоохранения, подготовлены и написаны без участия общественности. Получается, что российское здравоохранение работает само на себя. Все это нанесло урон и самому здравоохранению: ограничило введение рыночных механизмов, предопределило низкую заработную плату, падение среднего уровня квалификации и ответственности медицинского персонала, замедлило развитие технологических процессов диагностики и лечения, породило желание сохранить обретенные в советские годы накопления: площади, гипертрофированное количество персонала, оборудование, систему распределения и пр., ничего не меняя. Теперь некоторые главврачи признаются, что их учреждения уже давно банкроты, а значит, не могут отвечать по своим обязательствам перед пациентами.

Становление механизмов защиты прав пациентов и возникновение, благодаря этой защите, реальной ответственности медицинского персонала должно стать одной из приоритетных задач в общей реформе здравоохранения.

Сегодня в России защита прав пациентов в основном возложена на страховые медицинские организации (СМО) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Об эффективности такой защиты говорят цифры. Только за прошлый год в соответствии с данными Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в территориальные фонды ОМС и страховые компании поступило свыше 1 млн. 383 тысяч жалоб граждан. На первом месте жалобы на необеспеченность полисами ОМС, далее идут жалобы на необеспеченность лекарственными средствами по программам ОМС, невозможность выбора врача и лечебного учреждения, качество медицинской помощи, незаконное взимание денежных средств в системе ОМС. Это касается так называемой "бесплатной" медицины. Статистика правовых конфликтов в платной сфере здравоохранения неизвестна ввиду закрытости судебной системы.

В 2000 г. выиграно 252 судебных дела, возбужденных пациентами против учреждений здравоохранения в системе ОМС. Из 9147 тысяч жалоб больных на качество медицинской помощи 5042 эксперты страховых компаний и ТФОМС признали правомерными. Тот факт, что в досудебном порядке с ответчиков было взыскано в среднем 733 рубля на пациента, а в судебном - свыше 12 000 рублей, говорит о том, что выстроенная система здравоохранения продолжает решать проблемы в "семейном" кругу.

Причин столь низкой эффективности подобной "защиты" прав пациентов - множество. Во-первых, сама система ОМС устроена таким образом, что все ее участники - ФОМС, СМО и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) - являются либо сугубо государственными, либо зависимыми от государства организациями в отношении финансирования и собственных прав, делегированных им же государством вместе с деньгами. Представим теперь, что пациент обратился в СМО или в ФОМС с жалобой на действия ЛПУ. Понятно, что каждый иск или жалоба - это потенциальное взыскание средств с ЛПУ или с врача за нарушение прав пациента. Но ведь это те же самые деньги, которые получены или еще только должны быть получены от того же ФОМС, СМО или местного бюджета, т.е. это их государственные деньги. Неужели они будут судиться с частью своей же системы? Получается, что мы имеем дело со структурой, для которой пациент - чужеродный, внешний элемент, и система защищается от его жалоб на себя всеми способами, предпочитая решать даже доказанные ошибки кулуарно, а не выносить их на общее обозрение, то есть в суд или в прессу.

Во-вторых, эксперты, оценивающие вред (ущерб), причиненный пациенту нарушением медицинских стандартов и норм, являются частью этой же системы. Общеизвестна корпоративность врачей, прикрытая лозунгом "медицина - это искусство!". Но если столетия назад для Парацельса медицина действительно была искусством, то сегодня - это технология, стандарты, выработанные на основе длительных научных исследований. Медики всегда могут договориться между собой - в частности, и о проведении экспертиз качества медицинской помощи. Пациенты выступают как одиночки в борьбе с организациями, а не с отдельными врачами, нарушившими их права.

Между тем процесс защиты прав пациентов в России начинает развиваться стихийно. В некоторых регионах принимаются законодательства о защите прав пациента и контроле качества медицинской помощи, создаются арбитражные комиссии и третейские суды, привлекающие собственных независимых экспертов, при том что такие важные термины, как "независимый эксперт" или "независимая экспертиза", не определены законодательно или нормативно на федеральном уровне. В результате во время экспертиз применяются различные системы стандартов и оценок, зачастую экспертами являются специалисты с более низкой квалификацией, нежели те, деятельность которых подлежит экспертизе. Закон о правах пациентов отсутствует, и через несколько лет в России может сложиться система с двойным, тройным и большим числом стандартов.

По признанию заведующего кафедрой права Московской медицинской академии Юрия Сергеева, здравоохранение только потому еще выживает, что пациенты не знают своих прав. Познакомить их с собственными правами - одна из главных задач общественной организации "Лига пациентов". Другая ее задача - объединить усилия врачей и пациентов с целью полноценного реформирования здравоохранения, что невозможно без эффективной защиты прав граждан на квалифицированную медицинскую помощь. В настоящее время в состав лиги входят 50 региональных отделений. В Москве, Мурманске и Омске работают медико-юридические бюро, где можно узнать о своих правах, безвозмездно получить консультацию медика и юриста для оценки не только качества медицинской помощи, но и правовых нарушений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
284
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
311
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
475
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
191

Другие новости