-АНТОН ВИКЕНТЬЕВИЧ, сегодня лекарства - одна из самых волнующих тем.
- У меня есть мечта, чтобы наступил день, когда эта тема перестанет волновать вообще: все будут вести здоровый образ жизни, правильно питаться и редко нуждаться в лекарствах.
- Пока это золотое время не наступило, хотелось бы узнать, как обстоит дело с лекарствами в разных регионах страны, где стоимость их иногда различается в разы. От кого зависят ассортимент лекарств и цены на них?
- От Минздрава зависит исполнение части государственных обязательств, взятых на себя правительством, по некоторым основным направлениям, так называемым социально значимым заболеваниям: сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-СПИД, а также вакцинопрофилактика. В остальном ответственность за лекарственное обеспечение несут субъекты Российской Федерации.
- Минздрав полностью выполняет свои обязательства по социально значимым заболеваниям?
- Это, естественно, зависит от финансирования. С конца 1999 года федеральные целевые программы финансируются на 100%, и проблем с исполнением обязательств у нас сейчас нет. Результаты уже заметны. Например, улучшилась ситуация с туберкулезом: резко сокращается рост заболеваемости, практически нет численного увеличения больных с тяжелыми формами.
- А региональные власти выполняют свою часть?
- В большинстве регионов по федеральным программам выполняют. В регионах с обширными, но малонаселенными территориями, конечно, приходится прибегать к помощи Минздрава.
- Для перечисления социально значимых болезней достаточно пальцев одной руки. А остальные заболевания? Во многих больницах больным приходится самим покупать лекарства, в том числе входящие в список жизненно важных.
- По поводу этих списков ходит множество толков. На самом деле утвержденный Министерством здравоохранения перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств носит рекомендательный характер. Региональный перечень должен содержать не меньше названий, чем федеральный. Но на деле в большинстве регионов этот перечень меньше, чем федеральный. К тому же с 1998 года в федеральном перечне обозначаются только международные, а не торговые названия препаратов, в региональных же очень много лекарственных средств с торговыми наименованиями, то есть привязанных к определенному производителю.
- Иными словами, производители стараются материально заинтересовать тех, кто составляет список?
- Есть разные причины, в том числе и эти. Минздрав может только рекомендовать, а формируют перечень льготных средств региональные власти. Сейчас появилась еще одна связанная со списками горячая тема: введение с 2002 года налога на добавленную стоимость на товары медицинского назначения. Будут тоже составляться перечни, но не имеющие отношения к льготному обеспечению.
- Все выступают против введения НДС на лекарства. Однако ведь кто-то его лоббирует, кому-то, видимо, введение НДС выгодно. Есть такое, может быть, несправедливое, мнение, что в этом все-таки заинтересован Минздрав, где будут составляться перечни не облагаемых НДС лекарств.
- Я неоднократно публично заявлял позицию Министерства здравоохранения. Введение налога повысит стоимость медикаментов примерно на треть. И если доступность лекарств для широких слоев населения все последнее десятилетие была очень низкой, то после введения НДС лекарственная помощь станет еще менее доступной. Нужно честно признать, что при составлении перечня жизненно важных и необходимых средств, которые не будут облагаться налогом, нельзя учесть все потребности здравоохранения. Кроме того, 40% препаратов, не попавших в перечень, также являются социально значимыми. Цены поднимутся не только на средства, не попавшие в перечень. Производители добьются, чтобы вся выпускаемая ими продукция подорожала. Я бы не стал усматривать в этом лоббистские интересы. Просто правительство в своей экономической политике с некоторых пор придерживается определенной концепции. Один из элементов этой концепции - отмена всех льгот при уплате налогов. Но в отношении товаров медицинского назначения отказ от льгот особого экономического смысла не имеет. Доходы, которые получит бюджет после уплаты фармацевтическими предприятиями налога, несопоставимо меньше расходов, которые придется нести государству при закупке препаратов для больниц и льготных категорий населения. Ведь перечень не облагаемых НДС средств составит более 60%. Сборы налога на оставшуюся часть окажутся не очень велики. А социальные последствия будут крайне отрицательными.
- Вернемся все-таки к тому, что больным, находящимся даже в столичных больницах, приходится самим покупать лекарства, в частности онкологическим больным. В регионах же вообще кое-где надо приходить со своей рентгеновской пленкой, чтобы сделали рентгеновское исследование. От кого это зависит?
- Это зависит от финансирования. Финансирование здравоохранения осуществляется из двух источников: бюджета (государственного для федеральных клиник, местных для лечебных учреждений регионального подчинения) и Фонда обязательного медицинского страхования. Конечно, эти источники недостаточные. Но надо признать, что и система использования выделяемых средств не идеальная. Мы в этом году провели исследование и установили, что цены на лекарственные средства, закупаемые в субъектах Федерации по государственным поставкам, существенно выше, чем цены на те же средства, закупаемые Минздравом. Мы готовим сейчас проект постановления правительства о более жестком государственном контроле цен на препараты. Кроме того, с начала следующего года будет запущен специальный проект частичного централизованного лекарственного обеспечения клиник федерального подчинения. Сегодня деньги просто перечисляются лечебному учреждению, и его руководство расходует их, как считает необходимым. Мы решили создать некую конкурентную систему, при которой тем же главным врачам лекарства по их заявкам будут предлагаться по более низким ценам.
- С экрана телевизоров не сходит реклама лекарств, особенно агрессивна реклама чудодейственных биодобавок, которые очищают организм, одновременно снижают вес, повышают потенцию и вылечивают от язвы желудка. Все эти средства, как сообщается, зарегистрированы Минздравом.
- Под видом биодобавок, к сожалению, предлагаются лекарственные средства. Биодобавки к пище - продукты, которые не имеют специальных лечебных эффектов. Принимать их можно только вместе с пищей. Ни описание, ни реклама биологических добавок не должны содержать никаких рекомендаций по лечебному применению. То, что происходит сегодня, - нарушение закона о лекарствах. К сожалению, у Минздрава очень ограниченные возможности в отношении рекламы. Мы считаем, что лекарства в средствах массовой информации, тем более на телевидении, рекламировать не надо. Нынешний закон о рекламе отрегулировать это не в состоянии. Наши предложения о дополнениях к закону о рекламе уже несколько лет лежат в Государственной Думе, бесконечно обсуждаются на разных уровнях, тем все и кончается. Вот в этом отношении можно говорить, что есть группы, незаинтересованные в принятии нового, более жесткого закона о рекламе.
- Что делается, чтобы воспрепятствовать проникновению в аптеки и больницы фальсифицированных лекарств?
- Это болевая точка российского фармацевтического рынка. Если в 1999 году было выявлено 29 случаев продажи подделок лекарств, то в 2000-м - уже 105, на 13 августа 2001 года - 49. В настоящее время создана комиссия по борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств. В состав ее вошли специалисты из Минздрава, ФСБ, Государственного таможенного комитета, МВД, Минпромнауки, Минюста России. Министерство здравоохранения проводит контроль качества каждой серии и обязательную сертификацию препаратов, обязательную проверку на подлинность препаратов сомнительного качества и происхождения. Если цена какого-то средства значительно снижена, его направляют для дополнительного контроля подлинности и количественного определения. В нашем министерстве разработаны уже согласованные проекты трех законов: дополнения к Закону "О лекарственных средствах", где сформулировано понятие, что считать фальсифицированным препаратом, изменения в Административном кодексе, предусматривающие наказание должностных лиц за действия, способствующие обращению фальсифицированных средств, и проект дополнений к Уголовному кодексу Российской Федерации в части ответственности за производство, хранение, перевозку, приобретение с целью сбыта и продажу фальсифицированных лекарственных средств. Как только будут приняты эти законы, ситуация кардинально поменяется. Я думаю, мы забудем о проблеме подделок препаратов после буквально двух-трех случаев наказаний. Ведь основная сеть сбыта фальсификатов - аптеки и лечебные учреждения. Иными словами, люди, которые обязаны предотвращать проникновение подделок, предпочитают свои материальные интересы профессиональному долгу. Введение наказаний за нарушение профессиональных обязанностей, которое существует во всех странах, столкнувшихся с фальсификацией лекарств, все поставит на свои места.
- Все чаще приходится слышать, что врач на приеме продает больному какие-то лекарства. Явление, надо сказать, новое. Раньше бывало, что редкие препараты, привезенные с международных конференций из-за границы, специалисты давали своим пациентам, но не продавали.
- Это явление не только прискорбное с точки зрения медицинской этики, но и нарушающее закон, потому что реализация фармацевтической продукции (а продажа даже одной упаковки - это реализация) допускается только в специализированном учреждении, имеющем соответствующую лицензию. Врач и поликлиника такой лицензии не имеют. Тут мы сталкиваемся с несколько выходящей за рамки нашей темы, но очень важной проблемой лицензирования. Лицензированием всех видов медицинской деятельности занимается не Минздрав, а субъекты Российской Федерации. У нас сегодня нет выделения высокотехнологичных видов медицинской помощи, требующих специальной подготовки, специального оборудования. Есть одинаковый вид лицензий и для первичной помощи на уровне фельдшерско-акушерского пункта, и для операций на сердце. Региональные власти имеют право выдать лицензию на проведение сложнейших операций (допустим, нейрохирургических) хоть обычной районной больнице. Однако в последнее время активно обсуждается вопрос о том, чтобы передать некоторые виды лицензирования. Однако в частности высокотехнологичных видов медицинской помощи, на федеральный уровень. Это внесет порядок и предотвратит многие негативные явления и нарушения закона, одним из которых является и продажа врачом лекарств.