На этот интересный вопрос трудно дать исчерпывающий ответ, потому что для книжного червя почти каждая книга изменила сознание, но внешне это может быть незаметно. Соответственно мне как студенту филологического факультета тем не менее легче выбрать из массы прочитанного.
Как сейчас помню, когда прочитала «Generation: П» Пелевина в десятом классе. И где-то в то же время – «Бойцовский клуб» Паланика. Взрывное воздействие обеих книг я ощутила сразу, и после прочтения какое-то время ни одна другая книга не бралась в руки. Наверное, еще двое суток сознание пребывало где-то далеко, точно не на уроках школьной программы. И мировоззрение эти книги изменили сильно: безумный вихрь жизни, ее балансирование со смертью и несколько ошеломляющих идей об устройстве человеческого общества – далеко не весь список.
Уже в университете читать пришлось в три раза больше обычного, и открытиями стали, как ни странно:
– стройная речь Цицерона против Катилины – высота и точность риторических оборотов поражают воображение;
– проникновенная и искренняя «Исповедь» Августина Блаженного – приобщает к светлой рефлексии, освобождает от гнета собственных спутанных мыслей;
– неоднозначный «Государь» Макиавелли – ставит под вопрос гуманные принципы человечества;
– стихотворения Уильяма Вордсворта, английского романтика «озёрной школы», – просты и ясны для восприятия, их сюжеты опираются на жизнь, но их воздействие сильнее любого описания.
Список открыт и пополняется непрерывно, здесь же приведены из него книги далеко не все. Имея в виду саму возможность изменить мировоззрение, мне кажется, наше сознание стоит доверять в первую очередь тем книгам, которые прошли через пристрастный отбор времени и истории – если приглядеться, они всегда актуальны.
комментарии(0)