Мое мировоззрение строилось на том фундаменте, что закладывался в нас со времен школы. Я не помню ни одной книги из школьной программы, которая бы изображала счастливую семью из любящих, внимательных друг к другу и готовых в любой момент прийти на выручку людей, где все беды близкие люди переживали бы вместе. Не помню ни одного яркого героя, кто бы выдержал все испытания и стал от этого только сильнее, подавая пример остальным. Ничего такого в наши детские головы не закладывалось. А если учесть, что большинство моих одноклассников росли в неполных семьях, то достойного образца для подражания мы не видели ни в прочитанном, ни в прожитом.
Мужчины в книгах школьной и институтской программы изображались мягкотелыми, нерешительными, никчемными, сломленными. Сталкиваясь с препятствиями на пути, они либо отступали, либо долго колебались, либо решались на подлость. Женщины вечно влюблялись в недостойных и бесхребетных мужчин, а то и вовсе прохиндеев и преступников. Я перебираю в своей памяти все эти произведения: «Ася» и «Муму» Тургенева, «Евгений Онегин» Пушкина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Бесприданница» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Жизнь» и «Милый друг» Мопассана, весь Шекспир… На основе этих произведений в нас с детства закладывались модели поведения: «Терпи», «Будь готов пожертвовать собой», «Любовь зла». Если нам и показывали героев, то таких, как Данко. «Спасти других можно только ценой собственной жизни, вырвав сердце из груди». Несчастные в любви должны покончить с собой, как герои «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Грозы» или «Анны Карениной».
И вот это все формировало меня как личность. Пока в какой-то момент я не осознала, что что-то здесь не так. Что жизненные ориентиры необходимо срочно менять. И ни к чему хорошему подобные установки не ведут. Еще в институте я почувствовала тяжесть и беспросветность всего того, что в нас с таким усердием закладывали преподаватели. Того же Мопассана я отчаянно чередовала с детскими сказками, боясь окончательно уйти в депрессию. Получив диплом, я надолго завязала с художественной литературой и очень осторожно выбирала для себя книги, которые я действительно хочу прочитать. И вот какие книги я бы посоветовала тем, кто чувствует то же, что и я.
Фредрик Бакман – «Вторая жизнь Уве». О том, как любовь и дружеская поддержка способны растопить самое ледяное сердце самого сварливого старика на свете и заново подарить ему радость жизни. Джаннетт Уоллс – «Замок из стекла». О невероятно сильном характере хрупкой девочки, способной взять все в свои руки и изменить не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. Барбара Шер, Энни Готтлиб – «Мечтать не вредно». О том, что даже то, что кажется нам на первый взгляд невероятным и недостижимым, на самом деле намного ближе, чем мы думаем.
комментарии(0)