Не хотел бы, чтобы мои слова были поняты превратно, но если говорить честно, то наиболее сильное впечатление на меня произвели те книги, которые написал я сам. На данный момент важнейшая из них – роман «Пловец Снов». Поверьте, здесь нет самолюбования или рекламы, это действительно так. Можно сколько угодно читать или слушать про драки и секс, но если поучаствуешь, это производит большее впечатление. Даже Бородинское сражение, при всем его величии и монументальности, имеет для имярека меньшее значение, чем случай, когда ему набили морду в школе.
Напрашивается предположение, что в «чужой» книге больше неожиданного, но и это неправда. Любой автор знает фантастическое чувство, когда на твоей странице начинает происходить что-то непредвиденное. Пушкин не зря писал: «Какую штуку выкинула моя Татьяна – вышла замуж». Более того, важнейшие тексты меняют собственного сочинителя. Прочитанная книга, безусловно, тоже может повлиять, но не до такой степени. И вот именно в этом смысле роман «Пловец Снов» – самый впечатливший меня текст.
Если все-таки говорить сугубо о произведениях других авторов, то помню, как при чтении «Маятника Фуко» Эко у меня буквально поднималась температура от восхищения совершенством. Это сугубо интеллектуальный роман, воздействующий, словно глубоко эмоциональный и чувственный.
Книга Фолкнера «Шум и ярость» когда-то потрясла меня тем, что увеличение сложности повествования может приводить к большей ясности. Настойчиво повторяемое мнение, будто это «самое трудное литературное произведение», – несусветная глупость.
Из нон-фикшена не могу не упомянуть «Мартиролог» Тарковского – книгу, ставшую для меня настольной. Уникальный труд, позволяющий реально прикоснуться к метафизике создания шедевров.
Список могу длить долго, поскольку слишком люблю читать.
комментарии(0)