Трудно ответить на вопрос одной книгой. Особенно когда с детства был книжным червем. Но есть книги, впечатление от которых запоминается надолго – кажется, что перед тобой раскрылись новые горизонты и меняется восприятие окружающего мира. Больше всего меня подобным образом «перепахала» – говоря словами Ленина о «Что делать?» – книга британского историка и журналиста Пола Джонсона «Современность: история мира с 1920-х по 1980-е».
Я наткнулся на нее бедным аспирантом в 1996 году в книжной лавочке моего учебного заведения. Каждая копейка была на счету, но, взяв книгу в руки, я понял, что куплю ее за любые деньги. Это было болгарское издание в скверном переводе, сделанном людьми, плохо знавшими русский, но, несмотря на это, сила ума Джонсона, непривычность и парадоксальность его заключений били наповал. Привычные исторические фигуры представали совсем в ином ракурсе, чем мы их привыкли представлять. Ничто не способствовало раскрепощению моего сознания, избавлению от разного рода клише больше, чем «Современность». Само мое мировоззрение изменилось под ее влиянием.
С тех прошло почти четверть века, я прочитал с десяток других книг Джонсона, какие-то с восторгом, какие-то – нет. Сегодня я уже спокойнее к нему отношусь, вижу его со всех сторон и – страшно сказать – уже не смотрю снизу вверх. Но память о том, первом, чтении его книги никуда не делась, и я испытываю к англичанину странное сентиментальное чувство, какое бывает у нас по отношению к первой любви.
комментарии(0)