Если человек с раннего детства постоянно и много читает, то он попадает, как Саша Привалов у Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу», в мир описываемой реальности, и именно этот книжный мир формирует его личность, систему его ценностей, его взгляды и правила. Он проживает жизни героев книг и черпает из них свой жизненный и эмоциональный опыт. В этом смысле все прочитанные книги влияют на нас и нас изменяют. Но для всех важных и любимых книг места нет, надо выбирать. Назову несколько, которые в разные годы стали для меня очень значимыми.
В раннем детстве это, пожалуй, «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. Кроме любимых всеми детьми приключений в стране маленьких человечков, таинственной, вышедшей из снов и надолго поселившейся в снах и фантазиях комнаты старушек, кроме милого и виноватого Алеши из этой книжки явился мне сияющий образ министра Черной курицы в цепях, кротко, но гордо и твердо страдающего за исполнение долга благодарности и чести, образ, ставший неким достойным подражания нравственным идеалом. Конечно, тогда я не думала об этом такими словами, но чувствовала определенно это.
Следующим назову «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Интуитивное знание оформилось в слова, которые остались со мной навсегда: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»; «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
«Принцип Питера» Лоуренса Питера и Реймонда Халла перевернул мое представление об устройстве общества и доставил незабываемые минуты веселых открытий. Помню, как мы с подругой в ущерб подготовке к экзаменам читали его вслух и хохотали, хватаясь за руки от восторга, в особо впечатляющих местах.
Ну, и последней назову совершенно волшебную книгу Томаса Манна «Иосиф и его братья». Она таинственна и бесконечна, как описанные в ее предисловии колодцы времени или открывающиеся одна за другой песчаные дюны, я могу так же бесконечно ее перечитывать. И точно знать, что эта вечная история была именно такой, какой написал ее Томас Манн.
комментарии(0)