У каждого возраста есть свои книги. В детстве почему-то помимо всех классических сказок нравилась никому не ведомая – Ивана Сокола «Про девочку, которая ничего не хотела уметь». Теперь она выложена в Интернете.
В юности кумирами были Блок и Ахматова. Ахматовские интонации до сих пор чувствую в своих стихах.
Всегда испытывала тягу к семейным эпопеям – будь это «Унесенные ветром» Митчелл, «Иосиф и его братья» Манна или «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Люблю слушать чтение вслух, благо теперь масса аудиокниг. От чтения вслух настоящий текст выигрывает.
Когда 10 лет назад у меня слегла мама, моим «вечным спутником» оказался однотомник сочинений Пушкина, изданный Мстиславом Цявловским. Мама была жизнерадостным, общительным человеком, а оказалась прикована к постели. Началась депрессия. Нас спасли «Евгений Онегин» и «Повести Белкина». К этому «лекарству» прибегаю ежедневно, многократно перечитаны и стихи, и поэмы, и проза.
А изменить жизнь, с моей точки зрения, могут только книги, к этому изначально предназначенные. Для кого-то это – Коран, для кого-то – Евангелие. Человек должен меняться, хоть немного становиться лучше, обращаясь к творениям Исаака Сирина, беседам Паисия Святогорца, проповедям митрополита Антония Сурожского. В 17-м псалме говорится, что «с преподобным преподобен будеши», «с мужем неповинным неповинен», «со избранным избран», а «со строптивым развратишися». Это вполне можно отнести и к тому, что читаешь и как оно на тебя воздействует.