Читать, если верить родителям, я научился чуть ли не в три года... И с тех пор никак не могу оставить эту вредную привычку. Годам к пятнадцати я перечитал всю солидную домашнюю библиотеку, кроме, пожалуй, Полного собрания сочинений В.И. Ленина, хотя и за него принимался пару раз.
Но из всего множества книг, что прошло тогда у меня перед глазами, в памяти остались две. Первая – «Экспедиция к предкам» Александра Свирина, детская фантастика о путешествии нескольких советских школьников по разным эпохам и уголкам Земли. Прекрасно помню и сюжет, и отдельные эпизоды, и даже иллюстрации, которым я пытался подражать, малюя в тетрадке ряды наступающих друг на друга ассирийских и вавилонских воинов, осадные башни и крепости... Именно из нее вырос мой интерес и к фантастике, и к истории, которые я иногда ухитряюсь совмещать.
Вторая – пятитомник «Вселенная и Человечество», издание еще дореволюционное, роскошное, посвященное истории того, как человек изучал этот мир. Сначала я разглядывал картинки, а повзрослев, начал читать, и если не букву, то дух этой книги запомнил навсегда, запомнил то цветшее пышным цветом в XIX веке уважение к знанию, которое дается порой не так легко.
Нижний Новгород