Когда мне было шесть лет и я уже умел, но ленился читать сам, мама начала читать книгу украинской писательницы Оксаны Иваненко «Куда летал журавлик» и прервала на самом интересном месте. Мне страшно хотелось узнать, что будет дальше, и я дочитал сам.
Хорошо помню другие две книги, которые прочитал в начальной школе не по программе.
Первая – «Зеленые цепочки», о борьбе ленинградских школьников с немецкими агентами. Тоненькая, в зеленом бумажном переплете, 1945 года издания. Я обратил внимание, что первая глава в оглавлении и в тексте называлась по-разному: «Кинжал в груди» был заменен на «Таинственное убийство». Вероятно, так возникли во мне редакторские способности. Потом долго не удавалось прочитать продолжение под названием «Тайная схватка».
Вторая – толстенная «Старая крепость». Когда на вопрос о моей любимой книге в школе я назвал ее, учительница мне не поверила.
Был записан в детской библиотеке, где предпочитал исторические книги, но заставляли брать и по программе: «Улица младшего сына», «Юный пионер Леня Голиков», «Васек Трубачев и его товарищи». Дома у отца было издание «Кондуита» 1934 года, тогда еще без «Швамбрании» – буйные похождения покровских гимназистов казались нереальными. Прочитав «Капитанскую дочку», я понял, что такое русская проза.
Из юношеского чтения – Дюма, Стивенсон, Алексей Николаевич Толстой, Куприн, в 15 лет надолго захватившее чтение «Войны и мира».
Постоянно перечитываю Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева, Некрасова, Островского, Лескова, Чехова, Бунина, Блока, Есенина, Гашека, Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова. Главная книга – «Мертвые души».