В так называемый период отрочества (детство не буду трогать) я короткое время очень увлеченно читал Жюля Верна, Вальтера Скотта, Стивенсона, Купера. Даже пытался подражать им. А потом к чтению художественной литературы стал испытывать отвращение. Был уверен, что выдумывать просто смешно и некрасиво. Стал читать научно-популярные книги по истории.
Лет в 15 благодаря осторожным советам родителей открыл для себя Распутина, Шукшина, запоем прочитал «Тихий Дон» Шолохова и все остальное, что он написал. Эти писатели вернули мне художественную литературу, но жизнь не изменили.
А что касается книги, изменившей жизнь. Или скорее жизнепонимание…
В 1992 году я купил книгу Сартра «Стена». Мне тогда было 20 лет, я только что вернулся из армии... К нам в книжный магазин города Кызыла привезли несколько экземпляров. Мне достался уцененный (была порвана обложка), последний... Говорят, что Сартра издавали и до этого, но я не читал. Роман «Тошнота», пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог», повесть «Слова» и особенно рассказ «Стена» стали для меня открытием. Открытием не только писателя Сартра и огромного мира неизвестной мне до того литературы. Главным открытием стало то, что окружающая жизнь и мир внутри черепной коробки действительно сложные штуки.
За этой книгой последовали книги Камю, Селина, Бовуар, Виана, Генри Миллера, Лимонова... Вряд ли определение – «книга, которая изменила мою жизнь» – подходит в полной мере к «Стене» и последующим, но уж точно эта литература меня к очень многому подготовила, многому научила. И до сих пор в трудные, смутные моменты я открываю Сартра, или Камю, или Миллера и ищу у них поддержки, совета.